Закон об особом статусе заканчивает действовать 31 декабря 2021 года. Его продление необходимо для дальнейшего переговорного процесса.
На самом деле этот закон, пока идет стрельба и не достигнуты окончательные договоренности о мирном урегулировании конфликта, не действует. Это скорее – протокол о намерениях. Украинский парламент впервые принял его еще в 2014 году по инициативе президента Петра Порошенко после начала боевых действий в Донбассе. Однако он так и не был введен в действие из-за невыполнения условий о прекращении огня со стороны «ЛДНР».
Действие закона Верховная Рада неоднократно продлевала. Его принятие позволяет Киеву оставаться в переговорном процессе, он нужен для продолжения работы в «минском» и «нормандском» форматах.
Закон предусматривает особый порядок местного самоуправления «в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В документе прописывается, что они будут наделены особым статусом лишь после проведения местных выборов по законам Украины и под контролем международных наблюдателей.
Закон вступит в силу в день голосования на внеочередных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Выборы должны быть назначены и проведены в соответствии с Конституцией Украины и специальным законом Украины, регулирующим внеочередные местные выборы в вышеупомянутых районах.
Закон об особом статусе будет действовать на временной основе до дня опубликования миссией наблюдателей ОБСЕ итогового доклада о выборах. Если ОБСЕ признает выборы соответствующими всем стандартам, закон начнет действовать на постоянной основе. До проведения выборов Верховная Рада Украины также должна принять закон об амнистии.
Он писался и принимался в начале российской агрессии и под давлением Москвы в рамках «нормандского» формата, украинское руководство вынуждено было пойти на это.
Но в законе есть и предохранитель от чрезмерных уступок Москве – это 10-я статья, или переходные положения. По ним особый статус отдельных районов Донбасса вступит в силу только после вывода всех незаконных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины, допуска на выборы украинских партий, гарантий свободного волеизъявления, допуска международных организаций и прочее.
Но выборы так и не состоялись, а особый статус остался на бумаге, поскольку Россия систематически настаивает, что этот порядок должен начать действовать именно до деоккупации, по так называемой формуле Штайнмайера.
Киев неоднократно заявлял, что не рассматривает такую возможность. Согласно украинской точке зрения, сначала Киеву должен быть передан контроль над границей с участием международных посредников, а уже после этого проведены выборы, то есть выборы в Донбассе «могут пройти исключительно после получения Украиной контроля над границей». Когда нет пулеметов, танков, другого оружия, поскольку все это не позволяет их провести. Когда будет достигнута безопасность, тогда по украинскому законодательству следует провести выборы на пока что временно оккупированной территории. Когда будет контроль над границей, когда ОБСЕ признает эти выборы, именно тогда начнет работать новый закон об особом статусе Донбасса.
Нынешнее продление действия этого закона не разрешит ключевые противоречия между сторонами конфликта. Россия настаивает, что в первую очередь должны быть выполнены политические нормы Минских соглашений, а Украина - на том, чтобы сначала решить вопросы безопасности. В частности, Москва настаивает на проведении местных выборов и необходимости закрепления особого статуса Донбасса в Конституции Украины.
По поводу того, что «формула Штайнмайера» должна быть интегрирована и в Конституцию Украины, Владимир Зеленский заявлял, что никогда не пойдет на изменение Основного закона страны.