Пять вопросов Владимира Зеленского к народу озвучены. Первый: нужно ли сажать пожизненно за тяжкие коррупционные преступления. На сайте президента даже есть этому объяснение, вкратце сводящееся к следующему: создание антикоррупционной структуры в Украине годами затягивалась, коррупционеры получали политическое прикрытие, разрушая страну. А когда в 2019 году пришла новая власть и открылись возможности для эффективной работы, враг оказался слишком коварен, а политики перед ним пасуют. Последняя надежда на волю народа – пусть напугают коррупционеров пожизненной тюрьмой.
Сама постановка проблемы вызвала, мягко скажем, недоумение у юристов, психологов и социологов. Во-первых, если опрос, как сказано на сайте президента, не будет иметь юридической силы, то зачем его поднимать. Во-вторых, зачем вообще щекотать и без того раздраженные нервы.
- Вопрос неуместный. Ведь совершенно очевидно, что больше половины участников опроса выскажутся за пожизненное наказание для коррупционеров, которых считают виновниками всех своих бед, - говорит известный социолог, доктор философских наук Евгений Головаха. - Общественное мнение – это очень своеобразное явление. А тем более в бывших тоталитарных странах, где во многом еще мыслят по-старому и где основной процент населения имеет крайне низкое качество жизни. Уставшие от постоянных проблем люди желают мести и будут руководствоваться именно этим чувством, а не какими-то другими соображениями. Зачем искушать их на жестокость? Если бы президент спросил, нужна ли смертная казнь, они бы тоже ответили утвердительно.
И такой эксперимент уже был поставлен в 2015 году: 41,5% участников соцопроса, который организовал Центр Разумкова, поддержали смертную казнь для государственных служащих, совершивших коррупционные преступления. Это был итог крушения надежд зимы-2014. За последующие пять лет украинцы пережили еще столько разочарований, что сегодня, наверное, каждый пятый из нас лично готов выполнить роль палача.
- Власть не вправе перекладывать на народ вопросы, которые должна решать сама, и нести политическую ответственность, - резюмирует социолог.
Допустим, что украинцы проголосовали за пожизненное заключение. И поверим, что желание Владимира Зеленского посоветоваться с народом – не пустой звук, не фикция. Значит, по итогам голосования должен родиться президентский законопроект, учреждающий высшую меру наказания для коррупционеров, и внесен в Раду как неотложный.
А тут – трам-пам! Рада в повестку дня уже включила законопроект, которым предлагается пожизненное заключение… отменить. Точнее, узаконить досрочный выход на свободу через 25 лет. Документ разработан в Министерстве юстиции, представлен Денисом Малюськой и опирается на решения Европейского суда по правам человека.
И за что надо будет голосовать нашему парламентскому монобольшинству: за европейскую практику, нарушения которой оборачиваются для страны миллионными компенсациями, или за волю украинского народа? У нас правая рука не знает, что делает левая?
- Я думаю, что знает. Но президент принял политическое решение. Если народ ответит на его первый вопрос положительно, Минюст может отозвать законопроект для внесения каких-то правок, - строит версию директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. – А потом все забудется, появятся новые идеи. И ничего, по сути, не изменится.
Коррупция – это верный конек, на котором легко выскочить в политику и власть. Умные рассуждения о том, что нужно менять тактику борьбы с коррупцией и формы наказания, публика понимает плохо. А вот слово "ужесточить" всегда идет на ура. Популисты любят приводит в пример Китай, где коррупционеров жестоко пытают во время допросов, расстреливают под телекамеры, убивают ядовитыми уколами. Официальная статистика как бы скрывается, но в открытых источниках можно найти данные о том, что с 2000 года в Поднебесной за коррупцию казнили 10 тысяч чиновников, 120 тысяч посадили на 10-20 лет. Браво!
Но в индексе восприятия коррупции за 2019 год от международной организации Transparency International "жесткий" Китай набрал только 41 балл из 100 возможных. "Мягкая" Украина - 30 баллов. Как видим, не критический разрыв.
- Усиление наказания по всем видам преступлений не приводит к их снижению, - говорит адвокат Алексей Сиротин. – Напротив, коррупция может усилиться в правоохранительных органах, в судах, когда за взятки начинают закрывать или затягивать уголовные дела. Что касается борьбы с коррупцией, то должны работать механизмы, позволяющие компенсировать нанесенный государству финансовый ущерб. Ободрать хапугу как липку, лишить по жизни (а не на три года, как сейчас) права занимать государственные должности – это понятно. Но кому и какая будет польза от того, что казнокрад до смерти будет сидеть в тюрьме на деньги налогоплательщиков?
Юрист напоминает, что скоро исполнится год со дня вступления в силу закона о незаконном обогащении и гражданской конфискации незаконно нажитого имущества, вокруг которого нагнеталось столько страстей. А сейчас – тишина. Не видим и не слышим, что он в нашей жизни изменил.
Для человека, не знакомого с юриспруденцией, вопрос президента звучит просто и понятно. Для посвященных в тему он по смыслу вызывает встречные вопросы.
- Нет такого преступления, как коррупция. Или тяжелая коррупция. С точки зрения криминального права это десятки разных взаимосвязанных между собой, но отдельных преступлений. Если будет социально сформулированный ответ: да, давайте введем пожизненное, то придется искать решение, по каким конкретно составам преступлений, - говорит старший научный сотрудник Института государства и права Николай Сирый. - Есть разные формы: злоупотребления властью, хищения, неправомерное использование влияния и так далее. Единой формулы или лозунга тут нет и быть не может.
Эксперт также указывает на то, что не президент должен обращаться с вопросами к народу, а, скорее, наоборот.
- Первая задача любой власти - назначить на государственные должности честных, морально ответственных людей. Если государство исполнило эту функцию, то вообще не надо бороться с коррупцией, - констатирует Николай Сирый. – Когда говорят, что столько честных найти невозможно и коррупция есть в любой стране, то тоже есть встречный аргумент: когда государство откроет для людей максимальные возможности реализовать свои права и свободы в разных сферах - информационной, политической, экономической, будут такие свободы, площадка для коррупции сузится до минимума.
И последнее, на что эксперт хочет обратить внимание — это спекуляция на одной теме. Выбирать приоритеты нужно, но нельзя постоянно отвлекать внимание коррупцией от того, что в стране существует множество других нарушений: в экономике, в налоговой, социальной сфере, трудовом законодательстве, в вопросе жизни и безопасности.
Если бить на одну коррупцию, статистика других преступлений может существенно возрасти.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
25 лет закону о борьбе с коррупцией: Как появились агенты по провокации взятки
А у нас негромкий юбилей: исполнилось 25 лет закону, который формально положил начало борьбе с коррупцией в независимой Украине. Документ, введенный в действие постановлением Рады от 05.10.1995, одиннадцать раз подвергался правкам и утратил действие в 2011 году, но все же запомнился как первая попытка обобщить государственную политику в таком ответственном вопросе.