Было время, когда Антон Геращенко едва ли не ежедневно публиковал фото рекордсменов нарушения скоростного режима на киевских дорогах. Теперь вместо него этим занимаются незадачливые автовладельцы, только повод у них совсем иной. Им приходят штрафы за машины, которые они давно продали или передали по доверенности.
На днях на странице одной из групп в социальной
"Я являюсь владельцем по техпаспорту, а водитель передоверенным лицом. Начали приходить штрафы, а у доверенного лица потерялись контакты", - написал киевлянин Олесь Гончаренко.
Ларчик в этой истории просто открывался. Парень продал машину по генеральной доверенности: передал все права на свое авто, юридически оставаясь его хозяином. Машину никто не переоформлял. Новый владелец поступил точно так же. А третий хозяин авто влетел на штраф. Но "письма счастья" посыпались Олесю, он ведь по техпаспорту хозяин.
- После того как я опубликовал пост, в течение часа нашелся водитель моей бывшей машины. Оказался адекватный человек. Решили переоформить машину, уже назначили дату для встречи. Хотя мне пришлось оплатить штраф в течение первых 10 дней, пока дается скидка, - рассказал "КП" в Украине" Олесь Гончаренко.
Олесю повезло. Но таких историй с каждым днем становится все больше. Люди просят совета, как быть, если новый владелец авто не выходит на связь и его нельзя найти. И весьма часто им рекомендуют – заявите в полицию об угоне. Но делать этого как раз категорически не нужно.
- Если заявить об угоне, правоохранители легко обнаружат, что машина ранее продавалась, и дальше уже против заявителя возбудят уголовное дело за дачу заведомо ложных обвинений, - говорит адвокат Вадим Володарский.
Но что же тогда делать? Новый владелец может постоянно нарушать скоростной режим, не боясь никаких штрафов. Выход все-таки есть.
- "Письма счастья" можно обжаловать в суде, доказав, что машина продана по доверенности. А за рулем был другой человек, – поясняет юрист.
Наш собеседник предупреждает - продажа по доверенности юридически чревата проблемами. Ладно, превысил скорость, но, если на вашем авто собьют человека – свою непричастность придется уже доказывать в уголовном производстве.
- Продажи по доверенности были популярны в 90-е годы. Тогда на переоформление автомобиля уходило три дня, - говорит адвокат. – Зачем это делать сейчас, я не понимаю. Сегодня человек за один приезд все переоформляет. Продавец снял с себя авто и уехал. А новый владелец ставит машину на учет по договору купли-продажи.
Автофиксация вскрыла и другие проблемы. Например, машины-двойники. Это когда под одним и тем же номером ездят два одинаковых автомобиля. Однако официально зарегистрирован только один из них.
- Платить штраф придется тому, кто зарегистрирован официально. Хозяину двойника ничего не будет, да и найти его сложно. Тут разве что полиция случайно остановит машину и выявит, что это двойник, - говорит Володарский.
Что касается владельцев евроблях, то и в этом случае "письма счастья" по идее должны отправлять их польским или литовским владельцам. Проблемы у наших людей, которые ездят на бляхах, могут возникнуть, например, при пересечении границы или при встрече с полицией, когда, пробив по базе, обнаружат кучу неоплаченных штрафов.
Также новая система фотофиксации иногда ошибается при распознавании номеров, часто путая "И" с "Н". В этом случае доказать свою невиновность проще, но все равно придется потратить много времени и нервов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Письма счастья": как обжаловать штраф и в чем польза от камер автофиксации. Мы следуем европейскому опыту, но идем своим путем.