"Времена меняются", - заявил министр культуры, молодежи и спорта Украины Владимир Бородянский и предложил руководителям национальных театров обсудить трансформацию искусства в стране. По словам чиновника, современный театр должен поднимать и обсуждать темы, интересные современной же аудитории. А для этого придется кое-что изменить в устоявшейся системе Мельпомены.
Начинать Бородянский предлагает с привлечения мировых специалистов - они должны участвовать в разработке новых постановок, а также насытить гастрольный график театров по Украине и за рубежом. Кроме того, в разработке программы театра должны участвовать зрители, а в самом репертуаре не менее 20% спектаклей или выступлений должны базироваться на современных украинских и мировых произведениях.
Предложения Минкульта вынесены на обсуждение среди деятелей культуры. В целом, говорят театралы, предложения хорошие. Но! Первое - театры и до предложений министра уже ввели в свои репертуары постановки современных авторов. Что еще менять и как - непонятно. Второе - начинать надо с другого.
- Думаю, министр не очень точно сформулировал проблему. Он затронул вопрос репертуаров, но главный и самый болезненный вопрос на сегодняшний день - это финансирование театров, - рассказал "КП" в Украине" директор - художественный руководитель Киевского театра марионеток Вадим Кожевников. - Бюджеты урезаются, зарабатывать становится все сложнее. У людей падают доходы, и это отражается в первую очередь на уровне культуры. Поэтому начинать надо не с творческой компоненты, а выяснить, как разные по статусу театры выживают в данный момент. Министерство должно собрать максимум информации о том, что происходит в театрах по всей стране. Затем провести обсуждение на всех уровнях. И только потом, понимая, чего от нас ждут, начинать реформирование. А вопрос репертуаров оставить самим театрам. Пусть каждый делает свой контент, который считает нужным.
Они и делают. Репертуары молодых и дерзких театров набиты сверхсовременными постановками, включая экспериментальные, и их явно больше 20%. Их артистов узнают в лицо на международных фестивалях и приглашают поработать за границей.
- И тут возникает вопрос: могут ли такие театры рассчитывать на столь же солидное финансирование, как и национальные? Ведь разница между финансированием разных по статусу театров отличается в разы! - уверяет директор - художественный руководитель Киевского академического театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра Стас Жирков. - Так давайте сначала сделаем так, чтобы все театры - и национальные, и академические - получали одинаковое финансирование, а остальные деньги пусть уходят на гранты, за которые театры и начнут бороться. Что же касается минимальной 20-процентной квоты на произведения современных украинских и мировых авторов, то я считаю это вполне нормальным. Если государство выделяет деньги, оно вправе влиять на репертуар. И если зритель не хочет смотреть в 800-й раз "Наталку-Полтавку", а хочет смотреть произведения Жадана, Ворожбит или Арье, то его мнение также надо учитывать.
|
Впрочем, национальные титаны мнение своего зрителя тоже прекрасно знают и не устраивают бесконечных показов надоевших "наталок-полтавок". Например, в репертуаре Национального театра оперетты спектакль "За двумя зайцами" прекрасно соседствует с "Семейкой Аддамсов", а в Театре русской драмы им. Леси Украины "Эдит Пиаф: жизнь в розовом свете" - с "Сексуальными неврозами наших родителей". Так что рекомендации министра по "осовремениванию" репертуаров можно считать слегка устаревшими.
Об этом в комментарии "КП" в Украине" говорит и театровед, театральный критик, эксперт Всеукраинского фестиваля-премии "ГРА" Людмила Олтаржевская:
- Среди тех, кто активно гастролирует и участвует в международных проектах - Национальные театры имени Франко и Леси Украины, Национальная оперетта… Театр на Левом берегу и "Золотые ворота" в последние годы плодотворно сотрудничают с режиссерами-иностранцами. В их афишах - спектакли режиссеров из Италии, Польши, Германии, Франции. Что касается того, сколько процентов и какой драматургии должно быть в репертуаре театров, то тут сложно и не нужно определять среднее арифметическое. Это понятие индивидуально для каждого театра, который знает свою нишу, свою аудиторию и принимает это во внимание, составляя репертуар.
На странице в соцсетях, где изложены предложения министра Бородянского, деятели культуры уже оставили десятки комментариев - от недоуменных до возмущенных. Основное беспокойство вызвал тот факт, что предложения министра адресованы только национальным театрам, а независимые вроде как выброшены за пределы культурной стратегии министерства.
По словам министра, в доработке резонансного документа будут учтены предложения общественности и международных партнеров.