После поражения на президентских выборах Петр Порошенко дал понять, что его план "Б" - участие в выборах в Раду 2019 года, на которых он намерен восстановить свое влияние на украинскую политику.
Об этом сообщил глава фракции БПП Артур Герасимов после полуторачасовой встречи членов фракции с президентом во вторник. На ней присутствовали отдельные члены Кабинета министров во главе с Владимиром Гройсманом и генпрокурор Юрий Луценко. Петр Порошенко заявил о намерении участвовать в парламентских выборах осенью 2019 года и необходимости формирования партийных списков через праймериз.
И все это будет узаконено на партийном съезде БПП, который состоится после инаугурации Владимира Зеленского.
БПП считается "именной" партией, созданной под конкретного лидера. Пока он при власти, партия существует, проиграл – рассыпалась. Поэтому многие предрекают, что БПП после проигрыша Порошенко распадется.
Так в свое время было с Народно-демократической (НДП) и Социал-демократической партией (объединенной) (СДПУ(о) после того, как Кучма перестал быть президентом. В этом же ряду - "Наша Украина" Виктора Ющенко и "Партия регионов" Виктора Януковича.
К примеру, Владимир Гройсман уже заявил, что намерен покинуть команду Порошенко и идти на парламентские выборы с новой политической силой. А ряд бывших сторонников президента начали, что называется, "переобуваться на лету" и обратили свои взоры в сторону победителей.
- В Украине всегда были есть и будут "политические приспособленцы", которым не важно с кем быть, а важно всегда быть во власти. Это же касается и некоторых членов БПП. Сейчас в парламенте инициировали процесс отставки спикера Андрея Парубия, и мы увидим, сколько членов БПП поддержат ее. Но партия не распадется, - рассказал "КП в Украине" политолог Виталий Бала.
Но с другой стороны, поражение во втором туре президентских выборов может обернуться хорошим результатом на парламентских. Петр Порошенко обладает проверенным и "идейным" электоратом в 25 процентов голосов избирателей. И такой показатель на выборах в Раду позволил бы ему создать большую фракцию, как это было в 2014 году. Тогда БПП получил 22 процента и вторую по численности фракцию.
А если выборы пройдут еще и по плану - осенью, то цифра сможет еще увеличиться за счет разочаровавшихся в Зеленском избирателей.
- Реально у Порошенко нет 25%, его результат – это первый тур в 15%. Остальные – это сторонники кандидатов, не прошедших во второй тур. И если в ходе парламентской кампании не будут допущены серьезные ошибки, то БПП может получить примерно такой же результат, - считает политолог Виталий Бала.
Кроме этого, к БПП присоединятся со своими людьми и два лидера "Народного фронта" - Андрей Парубий и Александр Турчинов. А отказ Зеленского от национально-патриотической риторики может добавить партии голоса соответствующего электората. Недаром Порошенко получил наибольшую поддержку во Львовской области.
- Прохождение БПП в парламент будет зависеть от того, когда пройдут выборы - по плану или досрочно. Если раньше срока, то партии удалось бы сохранить часть рейтинга Порошенко после второго тура президентских выборов. Если же выборы пройдут осенью, то к этому времени БПП растеряет свой рейтинг и получит конкурентов в среде правого электората, - считает политолог Алексей Якубин.
"Мы четко понимаем, что одна из главных ошибок - в информационной стратегии, потому что мы не смогли донести до людей всю значимость тех достижений, которые были получены Украиной как государством в течение этих пяти лет", - заявил на встрече с Порошенко глава его фракции в парламенте Артур Герасимов.
А это значит, что вина за провал лежит непосредственно на политтехнологах президента. Будет ли он теперь менять их?
Руководителем предвыборной кампании президента был Игорь Грынив, с которым президент знаком больше 16 лет. В 2002 году Порошенко руководил избирательным штабом "Нашей Украины", а Грынив был его замом.
Именно он на досрочных президентских выборах 2014 года предложил Порошенко создать образ единого кандидата для всей страны. А лозунг "Жити по-новому" стал ключевым тезисом кампании. В результате уже в первом туре Порошенко набрал больше половины голосов.
Грынив предложил стратегию и на президентских выборах 2019 года на тезисах: "Геть від Москви" и "Армія! Мова! Віра! Ми йдемо своїм шляхом". Курировал изготовление рекламных роликов и билбордов.
Руководитель избирательного штаба Порошенко - первый заместитель главы его Администрации Виталий Ковальчук, которого считают эффективным кризис-менеджером. В президентской кампании на нем были все оргвопросы и консолидированная стратегия.
Спичрайтер Порошенко – политтехнолог Олег Медведев, который раньше успешно работал с Виктором Ющенко. Руководил департаментом пиар-технологий в штабе БЮТ, и считался одним из лучших пиарщиков Тимошенко.
В предвыборный штаб Медведев пришел вместе с Грынивым. Там он начал писать тексты главных выступлений Порошенко, в том числе и его инаугурационную речь, послания к парламенту и выступления на парадах в День независимости.
За работу "в поле" (в регионах и с мажоритарщиками) в штабе Порошенко отвечает Сергей Березенко.
- Идея Грынива "Армия. Вера. Язык" очень технологически удачная и именно она позволила Порошенко выйти во второй тур. Но тут нужно понимать и разделять политтехнологов и менеджеров-исполнителей избирательной кампании. Грынив и Медведев – это технологи, и их менять не нужно. Не все их предложения воспринимались как самим кандидатом, так и его менеджерами - Ковальчуком и Березенко. Кроме этого, поражение Порошенко связано с его собственными проколами – Мальдивами, скандалом с "Укроборонпромом" и прочим, - считает Виталий Бала.
-Политтехнологи абсолютно не помогли Порошенко. Он не смог преодолеть свой антирейтинг, выйти за рамки право настроенного электората и не смог переубедить всю страну. И если он будет в первой пятерке партийного списка, то его антирейтинг может воспрепятствовать прохождению БПП в парламент, - предполагает политолог Алексей Якубин.
БПП и Порошенко придется определиться с тем, на чем строить свою избирательную стратегию. Какие "фишки" может использовать президентская партия в этот раз?
Для начала нужно задуматься о ребрендинге партии, ведь БПП собрала на себя весь негатив непопулярных реформ и коррупционных скандалов. Сторонники Порошенко в социальных сетях уже обсуждают новое название – "Партия 25", которое одновременно станет и целью на парламентских выборах: получить такой же процент поддержки, как сам Порошенко во втором туре.
Что же касается рекламных лозунгов и слоганов, то их диапазон примерно очертил уже сам Петр Порошенко. Суть – не допустить реванша антиукраинских сил при президенте Владимире Зеленском.
Если шире - это защита безвизового режима, курса на членство в Евросоюзе и НАТО, строительство украинской армии, защита украинского языка, Православной церкви Украины от “реванша”. И сопротивляться “планам Кремля сформировать лояльное большинство во время парламентских выборов”.
- Свою кампанию они будут строить на ошибках Зеленского. На противопоставлении: что сделал Порошенко и как это разрушил новый президент, - считает Виталий Бала.
- Порошенко и дальше будет ориентироваться на национально-патриотического избирателя. Но эта ниша в Украине и так уже переполнена. А кроме этого, она не дает электоральных преимуществ. БПП нужно будет двигаться в сторону центризма, и уходить от кардинальных предложений, - считает Алексей Якубин.
То есть сейчас Петр Порошенко, его политтехнологи и функционеры БПП оказались перед непростым выбором: либо продолжать прежнюю стратегию, либо сделать ее более гибкой, модифицированной и доступной большему количеству избирателей.
В течение месяца действующий президент съедет из кабинета на Банковой.