Загрузить еще

Конституцию развернули в сторону НАТО и ЕС – чего теперь ждать

Конституцию развернули в сторону НАТО и ЕС – чего теперь ждать
Фото: Фото: politeka.net

Украинский парламент конституционным большинством в 311 голосов предварительно одобрил внесение изменений в Конституцию, которыми официально закрепляется курс Украины на вступление в ЕС и НАТО. И теперь для окончательного принятия изменений нужно, чтобы их опять поддержали не менее 300 народных депутатов на следующей сессии парламента (в феврале 2019-го). И учтивая тот факт, что курс на евроатлантическую интеграцию Украины проповедуют ведущие политсилы, проблем с 300-ми голосами скорее всего не будет.

Что изменили в Конституции

В преамбулу Конституции внесены слова о "европейской идентичности украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса Украины". Это значит, что Украина на законодательном уровне закрепляет свою причастность к семье европейских народов и ставит целью официальное вступление в Евросоюз и НАТО.

В 85-ю статью Конституции вносится поправка о том, что вступление в Евросоюз и НАТО является одной из основ внутренней и внешней политики страны. То есть интеграция в евроатлантические структуры с этого момента становится одним из ключевых приоритетов украинской власти.

Согласно изменениям, внесенным в статьи 112 и 116, президент Украины отныне становится не только гарантом Конституции, но и гарантом реализации и обеспечения "стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора". То есть на главу государства возлагается основная ответственность за продвижение в сторону ЕС и НАТО.

Петр Порошенко, выступая в четверг в парламенте, пояснил, что предлагаемые изменения "силой Основного закона обяжут украинскую власть – кто бы то ни был и все ее ветви – обеспечивать вступление Украины в Европейский Союз и НАТО".

Что дают эти поправки

Глава государства также заявил, что внесенные в Конституцию поправки станут "серьезным и мощным месседжем партнерам Украины по обе стороны Атлантики". Но этим, пожалуй, и исчерпывается вся польза от внесения изменений в Конституцию.

Для реального вступления в ЕС и НАТО нужно выполнение совокупности внутренних и внешних факторов.

Во-первых, нужно чтобы не менее половины украинцев на референдуме сказали "да" вступлению в НАТО (согласно последним соцопросам, таких уже больше 50%).

Следующим шагом должно стать желание ЕС и НАТО принять в свои ряды Украину. А вот тут и начинаются проблемы. Если в Североатлантическом альянсе хотя бы признают право и возможность вступления Украины в его ряды, то Евросоюз уже однозначно дал понять Киеву, что в кратко- и среднесрочной перспективе на это рассчитывать не стоит.

Побочный эффект

По большому счету, внесение изменений в Конституцию носит больше символический, нежели практический характер. Единственное, что они могут дать, так это гарантию от ревизии внешнеполитического курса, некую подстраховку на будущее, чтобы никто не смог  сменить курс страны. Например, опять на внеблоковый.

Конечно, новый парламент может попытаться внести обратные изменения в Конституцию, но собрать те же 300 голосов будет ой как непросто.

Однако эти изменения рассчитаны не столько на западных партнеров Украины, сколько на "внутреннее пользование" на президентских выборах 2019 года. Предложив и проведя через парламент правки в Конституцию, Петр Порошенко предстанет в образе евроинтегратора и оттеснит с этого поля основных конкурентов. Причем они вынуждены будут поддержать голосование по изменениям в Конституцию, чтобы не предстать в образе противников евроинтеграции.

Сам же процесс внесения правок можно растянуть на всю избирательную кампанию и эффектно закончить перед самими выборами в марте. Окончательное голосование должно состояться на следующей сессии, которая начнет работу в середине февраля 2019 года. Буквально за месяц до президентских выборов.

Мнение эксперта

Вадим Карасев, политолог:

- Эти поправки в Конституцию – официальное послание нашим партнерам из ЕС и НАТО, что Киев готов к вступлению в эти организации. И теперь им нужно будет как-то реагировать на это. Но речь о каких-то конкретных сроках не идет. Это работа на перспективу.

Но главная цель - это, конечно, президентские выборы. Петр Порошенко подтверждает, что он ни какая не "хромая утка" и что его рано вычеркивать из списка претендентов на президентство. Этими евроатлантическими изменениями в Конституцию он показывает, что является лидером этого курса. Это попытка догнать рейтинги Тимошенко и выйти во второй тур на выборах.

Кстати    

НАТО в Конституции – редкость для европейских стран

В большинстве стран в конституции не закреплен курс на вступление в какие-либо блоки и союзы. Но такие есть, хотя их можно пересчитать по пальцам.

  • В переходных положениях обновленной конституции Грузии содержится статья о том, что органы власти должны принять все меры для обеспечения полной интеграции Грузии в Европейский Союз (ЕС) и Организацию Североатлантического сотрудничества (НАТО).
  • В парламент Молдовы уже поступил, а Кабинет министров уже одобрил включение в конституцию новой статьи, согласно которой европейская интеграция объявляется стратегической целью развития страны. И теперь проект поправок должен рассмотреть и принять парламент.
  • В конституции Черногории, которая вступила в прошлом году в НАТО и ведет переговоры о вступлении в ЕС, содержится формулировка о "приверженности сотрудничеству на равных с другими народами и государствами, а также европейской и евроатлантической интеграции".
  • В конституциях Словакии и Румынии до их вступления в НАТО были прописаны только отдельные процедурные вопросы, касающиеся вступления в Альянс.
  • В Болгарии, до ее вступления в НАТО, президент внес в конституционный суд запрос о том, должна ли страна менять Основной закон из-за предстоящего вступления в Альянс. Суд постановил, что вопрос размещения иностранных войск на территории страны и направления своих солдат за границу относится к компетенции правительства. И конституцию менять не стали.