Частного концессионера такая "страховка" будет стимулировать не развивать бизнес, а создавать схемы для получения компенсаций, - считает народный депутат Украины Андрей Вадатурский. По его словам, из нового законопроекта делают "беспроигрышный бизнес" для определенного круга концессионеров.
"В дополнение к тому, что законопроектом №8125 "О концессии" предусматривается "конфиденциальность" договора концессии и запрет разглашения его подробностей, мы можем получить недобросовестные сделки с заранее скрытыми сумами в пользу концессионера. Это создаст новый "беспроигрышный бизнес". Например, я пишу в начале года, что ожидаемая прибыль - 100 млн. грн. Но по причине плохого менеджмента, получаю убытки и теперь по Закону налогоплательщики должны скинуться мне на хорошую жизнь. Так не делается. Бизнес - это всегда риски. Не уверен в доходности - занимайся чем-то другим. Хочешь гарантий - ищи страховщиков", - сказал депутат.
Он также раскритиковал попытки коллег протянуть в новый законопроект норму, по которой гособъекты можно будет отдать в частные руки без конкурса. Основанием будет лишь то, что претендент уже пользуется госимуществом, например, посредством аренды.
"Государство также является предпринимателем. Оно не должно предоставлять кому-то важные объекты, потому что "он хороший парень". Если действующий арендатор действительно заинтересован в объекте, то он даст наивысшую объективную цену среди конкурентов по конкурсу. Кроме того, с этим механизмом никто не застрахует от переговоров со "своими". С учетом конфиденциальности договора концессии, это позволит полностью скрыть от общественности информацию о том, за какую сумму передали в концессию стратегическое предприятие - за 100 млн. грн. или за 1 грн.", - пояснил депутат.
Ранее СМИ писали о том, что новый законопроект "О концессии" позволит раздать частникам, в том числе, стратегические предприятия Украины, в частности, госпорты Украины и на условиях, полностью невыгодных государству. По некоторым портам не понадобится проводить конкурс. К примеру, единственный глубоководная гавань Украины - ГП МТП "Южный" благодаря норме о прямых переговорах "автоматически" будет передана компании "Портинвест", принадлежащей Ринату Ахметову. "Портинвест" длительное время пользуется активами "Южного" и поэтому сможет претендовать на то, чтобы забрать порт на 49 лет без конкурса.
По мнению Андрея Вадатурского, то, что новый законопроект не приняли до сих пор говорит о том, что ключевые силы в стране еще не договорились о разделе имущества, которое правительство планирует раздавать в концессию.
"В Украине все еще есть большая ценность объектов государственного имущества, а соответственно и заинтересованность разных сил в их фактической приватизации. Поэтому различные партии и отдельные лица хотят заложить в Закон разные рычаги, которые предоставят им преимущество в реализации концессии. Фактически это есть банальные торги", - резюмировал депутат.
Справка: на недавнем заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики", депутаты не смогли достичь консенсуса по проекту закона № 8125 "О концессии". В частности, народный депутат от Оппозиционного блока Юрий Воропаев предложил внести в закон норму о концессии на основании прямых договоров государства с концессионером, минуя конкурсную процедуру. Также Воропаев предложил распространить на все отрасли экономики норму о компенсации государством рисков концессионера. Кроме того, в случае концессии портов Воропаев предлагает включать в договор всю портовую инфраструктуру, а не только отдельные объекты.