Парламент принял в первом чтении президентский закон о "деоккупации Донбасса". И теперь он, скорее всего, будет проголосован в окончательном варианте в начале следующей пленарной недели – 17 октября.
"КП в Украине" выясняла, что даст этот закон для процесса восстановления украинского контроля над отдельными территориями Донбасса.
Виталий Куприй, народный депутат:
- Без упоминания Минских соглашений этот закон потеряет свой смысл. Кроме упоминания России агрессором и названия занятых территорий оккупированными, он ничего не даст ни США, ни Европе, ни Украине. Законодательное закрепление термина "Россия-агрессор" позволит разве что людям в судебном порядке требовать возмещения убытков и компенсации от страны, которая осуществила агрессию.
Но для освобождения Донбасса этот закон никакой пользы не принесет. Там фактически ничего и не говорится конкретно о деоккупации – нет ни механизмов, ни терминов, ни сроков. А вот возобновлению торговли с ДНР и ЛНР, в которой есть очень много заинтересованных в украинской власти, он может помочь.
Руслан Бортник, политолог:
- По большому счету, этот закон усиливает власть президента, фиксирует отказ Украины от всего того, что происходит на оккупированных территориях, замораживание конфликта без шансов на реинтеграцию Донбасса. Потому что в этом законе нет реального механизма, как возвращать Донбасс. На 90 процентов этот закон - инструмент внутриполитической борьбы в Украине в преддверии выборов. Но и на возможную эскалацию конфликта на Донбассе он никак не повлияет.
Не думаю, что изъятие нормы о Минских соглашениях как-то сильно повлияет на эффективность этого закона. Хотя одной из целей этого законопроекта было желание Киева убедить западных партнеров в том, что Украина продолжает "играть в Минск". А при отсутствии этой нормы будет сложнее убеждать наших союзников, что мы привержены Минску. Но вряд ли это приведет к каким-то негативным последствиям в отношениях с Западом. Там также понимают, что Минск – это игра.
Владимир Фесенко, политолог:
- Этот закон создает для Украины правовую базу для выстраивания государственной политики по Донбассу, использования армии, и дает инструмент для отстаивания интересов страны в переговорном процессе.
Появление в законе ссылки на Минск, скорее всего, было пожеланием наших западных партнеров, хотя это и не так принципиально, как продление действия закона об особом статусе Донбасса. Но не думаю, что изъятие Минска из президентского закона как-то испортит наши отношения с Западом. У нас демократическая страна и парламент волен принимать свое решение, что прекрасно понимают наши партнеры.
К тому же они видят, что в Украине сложилось очень критическое отношение к Минским соглашениям, которые не помогают решить кризис на Донбассе. Они с пониманием отнесутся к этому. Но реализация политических соглашениий зависит не от этого закона, а от того, о чем договорятся переговорщики в Минске.