В Минкульте приняли решение переписать старые программы обучения для музыкальных школ, с учетом страны-агрессора и украинских корней (как классической, так и народной, и современной музыки). Преподаватели музыки пожимают плечами, ведь от старых методик они отказывались уже давно.
Но при этом в программах список композиторов многие решили не менять, оставив там много советских и российских имен. Педагоги говорят, что их не смущает то, чему они учат современных школьников. Так, в одесских музыкальных школах преподают Глинку с его "Иваном Сусаниным", где воспевается героическое прошлое России, произведения прославлявших вождей и режим Римского-Корсакова, Чайковского, Дунаевского, Прокофьева, Вертинского, и Рахманинова, который помогал советской армии.
- Исключить из программы Глинку - все равно, что лишить будущих музыкантов огромного пласта ценных знаний, - отметила преподаватель одной из музыкальных школ Одессы Наталья Василевич. – Взять хотя бы оперу "Руслан и Людмила". Если придираться, то можно найти отголоски советского режима и в марше Черномора. А в то же время эта музыка ни на что не похожа, она характерная, портретная, причудливая, содержащая в гармонии минор и мажор. Она удобна для дирижирования, является примером тактирования, да и вообще – переливается всеми цветами радуги!
Конечно, речь в постановлении по большому счету идет именно о выборе композиций. Так, например, в Министерстве просят убрать из репертуара произведения, в которых воспеваются какие-либо аспекты жизни населения СССР. В свою очередь, педагоги говорят, что не предлагают к изучению хвалебных од, где хоть как-то упоминалась бы советская власть, ее символы или ключевые фигуры.
- Мы слышали о решении Министерства культуры и приняли его к сведению, все советские программы у нас переделаны и отвечают требованиям нынешних времен, - говорит учительница школы искусств Ольга Жуковского. – Но смущает то, что такими темпами мы можем дойти до того, что нам запретят играть в ансамблях на гуслях и балалайке.
Впрочем, кое-где в программах еще остались спорные песни. Например, в одной из школ Одесской области разучивают с детворой "Священную войну" Лебедева-Кумача и признаются, что даже в этом году пели ее ветеранам. В школе говорят, мол, не считают это произведение угрозой национальной безопасности, но пообещали подумать над тем, чтобы перестраховаться и убрать его из программы.
В свою очередь, музпеды сетуют на то, что уменьшилось количество часов музыкальной теории и лучше бы добавили их. Однако, действительно охотно включили бы дополнительное изучение и украинской музыки.
- Лучшее средство для того, чтобы развить хороший слух – это пение в хоре, - отметила педагог вокала из Одессы Жанна Кузьменко. – А в нашей культуре есть прекрасный композитор Леонтович, прославившийся обработками народных песен и "Щедривок". Его композиции как нельзя лучше подходят для хорового пения. Кроме того, я за то, чтобы и на уроках музыки присутствовала фильмография, особенно то, что касается знаменитых земляков. Поэтому я бы включила в программу музыку ныне здравствующего киевлянина Валентина Сильвестрова, который писал музыку к фильмам одесситки Киры Муратовой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Декоммунизировать памятник буденновцам на Львовщине помогли вандалы
Демонтаж монумента затянулся из-за поиска владельца и оформления документов – до этих пор медных всадников и лошадей растащили на части охотники за цветными металлами. Властям осталось ликвидировать железную основу.