По Конвенции о международной гражданской авиации суд может признать возвращение белорусского лайнера в украинский аэропорт необоснованным.
В Украине и Беларуси продолжают обсуждать инцидент, случившийся в киевском аэропорту "Жуляны" 21 октября. История, начавшаяся как политический курьез, может закончиться длительной судебной тяжбой. Напомним, по требованию СБУ диспетчеры "Украэроруху" дали приказ пассажирскому "Боингу" срочно вернуться на аэродром. В противном случае якобы пригрозили поднять в воздух истребители. Переполох случился из-за одного пассажира на борту лайнера – блоггера Армена Мартиросяна, который якобы представлял угрозу для национальной безопасности Украины.
Сомнения по конвенции
"Боинг", не долетевший каких-то три минуты до границы с Беларусью, послушно вернулся в Киев. И вскоре вылетел без одного из своих пассажиров. Мартиросян отправился в Минск следующим рейсом. Как утверждает он сам, получив подписанный таможенниками, пограничниками и СБУ акт об отсутствии у него незаконных вещей или информации. Белорусская компания "Белавиа" сразу заявила, что намерена потребовать у государственного предприятия "Укравиарух" возмещения убытков за принудительное возвращение лайнера и задержку рейса. Если мирных договоренностей о возмещении расходов не будет, дело может решаться в судебном порядке.
Правила поведения в воздухе прописаны в Конвенции о международной гражданской авиации, которая была принята в Чикаго и действует с апреля 1947 года.
- Согласно документу, каждое государство имеет иммунитет на свое авиапространство и в ряде случаев может давать указание на посадку поднявшимся в воздух самолетам, - говорит адвокат юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Арсений Герасымив. – Однако задержка должна быть обоснованной: если есть подозрение на техническую неисправность, кто-то из пассажиров на борту совершает противоправное действие или кому-то требуется неотложная медицинская помощь.
Что касается случая с Арменом Мартиросяном, объясняет адвокат, то тут могут возникнуть сомнения: пассажир благополучно прошел таможенный и паспортный контроль на границе, он не совершал хулиганских действий и не был задержан в Украине по возвращении в аэропорт с предъявлением подозрения в каким-либо преступлении.
- Оценивать перспективы судебного процесса, который еще не начался, трудно, но считаю, что суд может признать задержку самолета необоснованной. У белорусской авиакомпании есть шанс выиграть это дело, - резюмирует юрист. При этом СБУ, по инициативе которой диспетчеры дали указание вернуть самолет, может выступить в процессе третьей стороной.
Интрига с истребителями
В спецслужбе не раскрывают тайну, какую пользу удалось извлечь из возвращения господина Мартиросяна в "Жуляны". А сам он угрожает подать на Украину в суд.
- У нас все сейчас угрожают подать в суд, пусть подают. Главное – национальная безопасность страны. Если надо будет, будем останавливать самолеты, - сказала "КП" в Украине" спикер СБУ Елена Гитлянская.
Остается еще одна интрига: прозвучала или нет в эфире "пугалка" про истребители? Белорусская страна утверждает, что да. Записи сохранились, "Белавиа" их расшифрует, а потом запросит аналогичную расшифровку у украинского предприятия, чтобы доказать свою правоту. Сохранились ли переговоры пилота с диспетчером у нас, в "Украэрорухе" не говорят.
- Будет судебный иск – будем разбираться, - держат интригу в пресс-службе ведомства.
Пользователи соцсетей предполагают, что истребителями белорусского летчика пугал сотрудник СБУ, который руководил в ответственный момент диспетчерами. Однако в СБУ категорически отрицают такую возможность.
- Нашего сотрудника не было в помещении диспетчерской. Это невозможно по закону! - заявила Елена Гитлянская.
Впрочем, даже если проблема прояснится, истребители - это больше репутационный, чем юридический вопрос.
- Для поднятия я воздух истребителей вряд ли были основания, это возможно в случае нарушения воздушного пространства Украины, - говорит Арсен Герасымив. – Но на ход процесса этот вопрос не повлияет, это не тема для иска.
По словам юриста, если суд состоится, он будет иметь характер прецедента. Международных разбирательств по поводу принудительного возврата самолета еще не было.
БЫЛ СЛУЧАЙ
Эту историю "КП" в Украине" "подслушала" на одном из авиационных интернет-форумов.
- В 90-х годах был уникальный случай возврата военного Ил-18 из Московской зоны в аэропорт Одессы. Самолет вылетел из Тирасполя (Приднестровье) в район Москвы. В это время в Одессе находилась известная эстрадная певица. Она опаздывала на концерт для больших чинов в Кремлевском дворце, а плановых рейсов в Россию в тот вечер не было. В результате взаимодействия военных России и Украины, а также аэронавигационных служб самолет развернули в Московской зоне и направили в Одессу. Концерт в Кремле состоялся вовремя.
КОМПЕТЕНТНО
Пилот с 40-летним стажем: "Есть сотни причин, чтобы развернуть самолет"
Авиаторы абсолютно согласны в одном: действия пилота, развернувшего самолет по первому требованию, были правильными. Бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда и летчик с 40-летним стажем Константин Проскура говорит, что малейшая угроза для пассажиров может служить причиной для посадки самолета. Тем более – угроза национальной безопасности.
- Есть сотни причин, чтобы развернуть самолет. Мне за свою практику приходилось возвращаться обратно только в курьезных случаях, когда сами пассажиры перепутали и сели не в тот "Боинг", - рассказал "КП в Украине" Константин Федорович. – Но здесь ситуация посерьезнее, и основания для возвращения самолета были весомые. Впрочем, украинской стороне придется теперь выплатить компенсацию.
Что касается истребителей, то их имели полное право поднять. Однако, как отмечает пилот, пока бы их поднимали, самолет успел бы уже пересечь воздушную границу.
Кстати, Константин Проскура говорит, что в Советском Союзе было множество случаев, когда истребители поднимались в воздух, чтобы посадить гражданский самолет. В основном, это происходило из-за того, что иностранные воздушные судна отклонялись от курса и нарушали границы страны.
- Причиной для возврата и посадки может служить также и захват самолета, - говорит летчик. – Дело в том, что возле педали пилота располагается нечто вроде "тревожной" кнопки. Если успеть передать сигнал диспетчерам, то они потом могут требовать развернуть самолет.