Все прошедшие выходные в прессе и соцсетях только и обсуждали случай с боингом, направлявшимся из столичного аэропорта "Жуляны" в Минск. 21 октября в 15.20 рейс со 136 пассажирами и 6 членами экипажа вылетел в Беларусь. Чуть более 400 км рейсовый самолет компании "Белавия" должен был преодолеть примерно за час. Оставалось каких-то 50 км от воздушной границы с Беларусью, как вдруг пилот боинга Виктор Шишло получает срочный указ от диспетчеров разворачивать самолет на Киев, в противном случае за ними якобы собрались отправлять украинские истребители.
"Причину возвращения обещали объяснить на земле"
- Мы находились в секторе Киева. Обычно общаемся с диспетчером на английском, но в данном случае он вышел на связь на русском языке и сообщил нам, что мы обязаны вернуться в аэропорт Киева "Жуляны". Сказал, что причину вы узнаете на земле, а если не выполните команду на возврат - то будут подняты истребители. А мы на основании всех документов, руководящих как Международной авиационной организации ИКАО, так и нашей авиакомпанией, должны выполнять команды диспетчера, - рассказал прессе Виктор Шишло.
|
По словам одной из пассажиров рейса, информацию о возврате в салоне восприняли спокойно, правда, до последнего никто не знал, из-за чего им снова нужно идти на посадку в Киев.
В кратчайшие сроки лайнер вернулся в "Жуляны". Из рейса украинские правоохранители сняли гражданина Армении, как позже выяснилось, блогера Армена Мартиросяна. Пока им занимались сотрудники СБУ, лайнер "Белавии" успел дозаправиться и со второй попытки улетел в Минск. Армена же ждала очередная проверка личных вещей.
- На выходе меня встретили люди, которые показали удостоверение сотрудников СБУ и проводили в здание аэропорта… Перед вылетом я спокойно прошел пограничный и таможенный контроль. При повторном осмотре опять ничего не нашли… - заявил Мартиросян прессе.
"В подарок - акт о безопасности"
|
В комментарии "КП" в Украине" Армен Мартиросян сообщил, что после этого случая никто из представителей украинской стороны с извинениями к нему не обращался. Кроме того, ему даже не предоставили документы с обоснованием того, за что он был снят с борта. Сказали лишь, что "это служебная информация, которая не подлежит обнародованию". В "презент" от Украины у него остался акт, подписанный сотрудниками таможенной, пограничной служб и СБУ, что ничего незаконного, "угрожающего национальной безопасности страны", у него не нашли.
- А вот на основании чего меня снимали с борта - мне так и не объяснили. Читал потом, что сотрудница СБУ сообщала, мол, я мог представлять угрозу безопасности и что-то у меня там было "локализовано"… Я до сих пор не понимаю, о чем речь. Находился в Украине легально. Я уже даже по сути находился на территории другой страны - в самолете Беларуси. Исходя из этого, даже не представляю, на каком основании они потребовали моей депортации с территории Беларуси. Буду подавать иск в суд, - рассказал "КП" в Украине" Армен Мартиросян. - Могу сказать, что при проверке вещей они искали какой-то накопитель, на котором должна быть "информация". Что за накопитель, который я мог вывезти, - не знаю.
После дотошной проверки вещей ему все же дали добро покинуть страну. Переоформив билет, он сел на следующий рейс в направлении Беларуси, а затем приехал в Москву.
ОФИЦИАЛЬНО
Спикер СБУ Елена ГИТЛЯНСКАЯ:
"СБУ получила информацию об иностранном гражданине и возможной угрозе национальной безопасности государства. На момент получения информации иностранец уже находился на борту авиакомпании "Белавиа", который готовился выполнить рейс в Минск... После проверочных мероприятий мы убедились, что угроза национальной безопасности локализована.
От себя лично: неужели можно серьезно воспринимать информацию, что истребители могли быть подняты в небо против гражданского лайнера?"
Гендиректор беларусской авиакомпании "Белавиа" Игорь Чергинец: "Запись переговоров экипажа с наземными службами ведется на всех самолетах. Если понадобится, мы ее расшифруем и предоставим".
"Белавиа" расшифрует записи "Боинга", вернувшегося в "Жуляны" по требованию СБУ
- Это наша собственность, мы сами снимаем самописец и отдаем его на расшифровку, - заявил заместитель генерального директора белорусской авиакомпании Игорь Чергинец агентству TUT.BY. - Но прямо сейчас предоставить запись разговора нереально — нужно специальное оборудование.