Главнокомандующий Военно-морскими силами Сергей Гайдук заявил изданию Defense Express, что Украина намерена возродить свой подводный флот. И не в далеком будущем, а к 2020 году!
- В планах две-четыре сверхмалые, малые или даже средние подводные лодки. Не исключено, что на правах аренды, - сказал Гайдук.
Звучит несколько фантастично. Субмарины и инфраструктура для них потянут на несколько сотен миллионов евро. Для нашего бюджета это неподъемно. Однако специалисты не отрицают: в идеале подводные корабли Украине, безусловно, нужны.
- Флот должен иметь разнородные силы. В том числе и подводные. Они никогда не помешают, - считает бывший заместитель министра обороны Анатолий Лопата. - Раз есть море - нужны средства, полностью контролирующие его и на воде, и под.
Тысяча километров акватории - очень ответственная территория. Чтобы ее закрыть, понадобится от трех до шести боевых подводных кораблей. Одна новая лодка стоит около 700 миллионов долларов. Дополнительные траты - модернизация и обучение специалистов. Если брать б/у, конечно, выйдет дешевле. Торг, как говорится, уместен.
Важный вопрос, для каких задач нам нужны субмарины: разведка, доставка диверсионно-разведывательных групп, транспорт грузов. Также они могут минировать акваторию или атаковать большие корабли.
- Со всеми этими задачами справятся малые и средние подводные лодки. Тут не обязательно привлекать огромные машины, - поясняет Лопата.
Кстати, подлодкам-малюткам отдают предпочтение во многих странах. На вооружении стоят, конечно, и большие, и сверхмалые, но их гораздо меньше.
Главнокомандующий ВМС полагает, что Украина сможет взять корабли в аренду у других государств, что практикуется. Так, пару лет назад Индия взяла у России на 10 лет "Щуку-Б". Еще раньше Индия получила от РФ атомную подводную лодку проекта 971 "Нерпа" по цене 980 миллионов долларов. Под именем "Чакра" она вступила в состав Индийского флота 4 апреля 2012 года.
Украине же в поставках судов могли бы помочь Швеция или США.
А КАК У НИХ
"Коббен", состоит на вооружении в Дании и Польше
Патрульная подводная лодка "Шеормен", Швеция
Патрульная подводная лодка "Вестргетланд", Швеция
Подводные лодки типа 212А (Type U-212), Германия
Ударная подводная лодка "Долфин", Израиль
Самая большая в мире
"Акула", больше известная как "Тайфун". Разработка началась в СССР, на данный момент субмарина такого типа "Дмитрий Донской" на вооружении военно-морского флота России. Ее длина равна двум футбольным полям - 173 метра. Может вместить экипаж 160 человек. На лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений. Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК "Игла-1".
ВО ДАЮТ!
Оказывается, субмарины бывают не только военные, но и мафиозно-наркотические. Такие живо используют колумбийцы для переправки кокаина в Мексику. Причем этот метод изобрели не вчера.
Впервые о том, что колумбийская мафия обзавелась беспилотными радиоуправляемыми подлодками, разведка США объявила еще в 2001 году. Однако поймать такую удалось только спустя 12 лет. Дело в том, что проектировщики все тщательно продумали. Корпус 18-метрового судна сделан из стекловолокна. Такую радаром засечь трудно. Особая конструкция выхлопной трубы не дает шанса уловить судно по тепловому излучению. При этом лодка выкрашена в темно-синие тона, а потому обнаружить визуально с воздуха ее непросто.
КСТАТИ
Что с "Запорожьем", единственной подводной лодкой ВМС Украины?
После крымских событий она так и осталась стоять у берегов полуострова. В состав российского флота корабль не вошел. При этом украинские моряки забрать его не могут.
Фото: navy.mw.mil.pl, wikimedia.org, mindef.gov.sg, Соцсети