Загрузить еще

Блокада Крыма - что говорят жители полуострова

Блокада Крыма - что говорят жители полуострова
Фото: Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

"Комсомолка" узнала, что происходит на КПП, как относятся к блокаде на полуострове и что о ней думают жители приграничных территорий материковой Украины. 

Цены на украинские продукты поднялись на 20%

Помимо трех КПП - Чонгара, Чаплынки и Каланчака - активисты заблокировали и единственное ж/д сообщение с полуостровом. Мол, точно теперь товар никак туда не попадет. И, судя по всему, так и есть. Впрочем, жители Крыма в своих мнениях разделились: кто-то блокаду и вовсе не заметил, поскольку на полуостров зашли русские товары, а кто-то от нее совсем не в восторге.

- Прилавки с молочкой в некоторых магазинах вообще пустые, а российскими товарами я недовольна - невкусные и несвежие! - сетует жительница Симферополя Ника Пастухова. 

По мнению еще одного жителя Симферополя Ростислава Стрельца, цены на украинские продукты существенно поднялись

- Украинские товары выросли в цене на 20-30%, в основном это мясные продукты, а российские вроде остались, как и были. Но у нас и так цены на продукты высокие, даже по московским меркам, - говорит Ростислав. 

Он рассказывает, что его друг, владелец небольшой птицефабрики, комбикорм для которой везли из Херсонской области, уже наладил поставки его из России. К слову, по словам мужчины, конфеты "Рошен" на прилавках магазинов остались, правда, он не помнит, российского они производства или украинского. 

Активистов развлекают концертами

Как рассказал "КП" в Украине" губернатор Херсонской области Андрей Путилов, ситуация на трех КПП в Геничевском и Каланчакском районах более чем спокойная. 

- По данным оперативного штаба акции, там сейчас находятся порядка 350 человек - это представители крымских татар, "Правого сектора", батальонов "Азов", "Донбасс" и общественные активисты. Охрану общественного порядка осуществляет батальон "Херсон", - говорит Андрей Путилов. 

По его словам, возле КПП установлены палатки, подвезены бочки для обогрева активистов, подведено электричество. Кроме того, на КПП "Чонгар" сделали разметку дороги и установили знаки для проезда легкового транспорта. 

- Продукты участникам акции подвозят местные предприниматели, жители Херсонской и других областей. Мусор убирают райадминистрации силами местных автодоров. Кстати, чтобы активистам не было скучно, вблизи КПП, где расположен штаб акции, с первых дней установлена сцена, каждый день выступают творческие коллективы района, - рассказывает губернатор. 

Впрочем, несмотря на спокойную обстановку, инциденты на КПП все же случаются. 

- Был случай, когда водитель фуры предлагал нашим ребятам 200 долларов за въезд в Крым, но они отказались. Несколько скандалов произошло, но ничего особенного, - рассказывает начальник штаба "Правого сектора" на КПП "Чаплынка" Александр с позывным "Друг Хрипа". - Ну а вообще, мы смотрим на каждую отдельную машину. Фуры и грузовые микроавтобусы, ясное дело, не пускаем, а пассажирские автобусы и легковые - пожалуйста. Все машины досматриваем. К примеру, если в багажнике ящик тушенки и мешок картошки, понятно, что человек для себя везет, милости просим. А вот если там пара ящиков, скажем, с атоматическими выключателями, которые в Украине стоят 40 гривен, а в Крыму уже по 400, тут ясно, это для продажи, таких мы разворачиваем. 

Тем временем в Верховной Раде зарегистрировали законопроект о полной блокаде Крыма и части Донбасса, сейчас документ находится на рассмотрении. Точные сроки блокады пока неизвестны, однако, как уверяют активисты, они продлятся точно до зимы.

На фоне продовольственной блокады крымский архитектор Артур Купрейчук уже разработал проект продуктового рынка в буферной зоне на Чонгаре. По задумке автора из-за ограниченной территории торговать будут прямо с фур. Зато сам комплекс предусматривает кафе, бары и даже гостиницу.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Что будет дальше 

"КП" в Украине" с помощью экспертов выяснила, чем обернется продуктовая блокада для полуострова и материковой Украины. 

Александр ЖОЛУДЬ, эксперт Международного центра перспективных исследований:

- Прежде всего уточню: это не продуктовая блокада, а блокада большегрузных машин. Потому что продукты на полуостров могут свободно провозить жители Крыма - у них их никто не отнимает. С другой стороны, непродуктовые фуры тоже не пропускают. Если говорить о потерях, то нужно понимать: любое сокращение двусторонней торговли невыгодно обоим партнерам. Но здесь все не так просто, ведь есть еще и третий торговый партнер. По данным паромных перевозок, только в апреле-августе через Керченскую переправу выехало на 3 тысячи фур больше, чем въехало, и это говорит о том, что через Крым идет транзит в Россию. Это выгодно по двум причинам: более низкие цены в Украине и особенности налогообложения. Как известно, Крым является свободной экономической зоной, поэтому там не взимается НДС. А в Россию этот товар поступает не как импорт, а как товар, произведенный на территории полуострова. Поэтому, подводя итоги, можно говорить о том, что потери коснутся трех сторон:

  • жителей Крыма, которым придется платить дороже,
  • украинских производителей, которые не смогут продавать прежние объемы, 
  • дельцов, которые зарабатывали на разнице цен. 

Что касается украинской экономики, то на ней это скажется несущественно: "вес" Крыма в украинском ВВП составляет менее 2%. 

Что думаю другие эксперты о блокаде Крыма - можно прочитать в нашей подборке "Что дальше" 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

5 важных вопросов о продуктовой блокаде Крыма

В минувшее воскресенье активисты перекрыли все дороги на административной границе с Крымом, и с тех пор на полуостров не заехала ни одна фура с товаром из Украины.

Акция наделала много шуму и стала предметом обсуждения в отечественных и мировых СМИ. Однако осталось еще много вопросов, на главные из них "Комсомолке" ответили эксперты.