"Комсомолка" узнала, что происходит на КПП, как относятся к блокаде на полуострове и что о ней думают жители приграничных территорий материковой Украины.
Цены на украинские продукты поднялись на 20%
Помимо трех КПП - Чонгара, Чаплынки и Каланчака - активисты заблокировали и единственное ж/д сообщение с полуостровом. Мол, точно теперь товар никак туда не попадет. И, судя по всему, так и есть. Впрочем, жители Крыма в своих мнениях разделились: кто-то блокаду и вовсе не заметил, поскольку на полуостров зашли русские товары, а кто-то от нее совсем не в восторге.
- Прилавки с молочкой в некоторых магазинах вообще пустые, а российскими товарами я недовольна - невкусные и несвежие! - сетует жительница Симферополя Ника Пастухова.
По мнению еще одного жителя Симферополя Ростислава Стрельца, цены на украинские продукты существенно поднялись.
- Украинские товары выросли в цене на 20-30%, в основном это мясные продукты, а российские вроде остались, как и были. Но у нас и так цены на продукты высокие, даже по московским меркам, - говорит Ростислав.
Он рассказывает, что его друг, владелец небольшой птицефабрики, комбикорм для которой везли из Херсонской области, уже наладил поставки его из России. К слову, по словам мужчины, конфеты "Рошен" на прилавках магазинов остались, правда, он не помнит, российского они производства или украинского.
Активистов развлекают концертами
Как рассказал "КП" в Украине" губернатор Херсонской области Андрей Путилов, ситуация на трех КПП в Геничевском и Каланчакском районах более чем спокойная.
- По данным оперативного штаба акции, там сейчас находятся порядка 350 человек - это представители крымских татар, "Правого сектора", батальонов "Азов", "Донбасс" и общественные активисты. Охрану общественного порядка осуществляет батальон "Херсон", - говорит Андрей Путилов.
По его словам, возле КПП установлены палатки, подвезены бочки для обогрева активистов, подведено электричество. Кроме того, на КПП "Чонгар" сделали разметку дороги и установили знаки для проезда легкового транспорта.
- Продукты участникам акции подвозят местные предприниматели, жители Херсонской и других областей. Мусор убирают райадминистрации силами местных автодоров. Кстати, чтобы активистам не было скучно, вблизи КПП, где расположен штаб акции, с первых дней установлена сцена, каждый день выступают творческие коллективы района, - рассказывает губернатор.
Впрочем, несмотря на спокойную обстановку, инциденты на КПП все же случаются.
- Был случай, когда водитель фуры предлагал нашим ребятам 200 долларов за въезд в Крым, но они отказались. Несколько скандалов произошло, но ничего особенного, - рассказывает начальник штаба "Правого сектора" на КПП "Чаплынка" Александр с позывным "Друг Хрипа". - Ну а вообще, мы смотрим на каждую отдельную машину. Фуры и грузовые микроавтобусы, ясное дело, не пускаем, а пассажирские автобусы и легковые - пожалуйста. Все машины досматриваем. К примеру, если в багажнике ящик тушенки и мешок картошки, понятно, что человек для себя везет, милости просим. А вот если там пара ящиков, скажем, с атоматическими выключателями, которые в Украине стоят 40 гривен, а в Крыму уже по 400, тут ясно, это для продажи, таких мы разворачиваем.
Тем временем в Верховной Раде зарегистрировали законопроект о полной блокаде Крыма и части Донбасса, сейчас документ находится на рассмотрении. Точные сроки блокады пока неизвестны, однако, как уверяют активисты, они продлятся точно до зимы.
|
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Что будет дальше
"КП" в Украине" с помощью экспертов выяснила, чем обернется продуктовая блокада для полуострова и материковой Украины.
Александр ЖОЛУДЬ, эксперт Международного центра перспективных исследований:
- Прежде всего уточню: это не продуктовая блокада, а блокада большегрузных машин. Потому что продукты на полуостров могут свободно провозить жители Крыма - у них их никто не отнимает. С другой стороны, непродуктовые фуры тоже не пропускают. Если говорить о потерях, то нужно понимать: любое сокращение двусторонней торговли невыгодно обоим партнерам. Но здесь все не так просто, ведь есть еще и третий торговый партнер. По данным паромных перевозок, только в апреле-августе через Керченскую переправу выехало на 3 тысячи фур больше, чем въехало, и это говорит о том, что через Крым идет транзит в Россию. Это выгодно по двум причинам: более низкие цены в Украине и особенности налогообложения. Как известно, Крым является свободной экономической зоной, поэтому там не взимается НДС. А в Россию этот товар поступает не как импорт, а как товар, произведенный на территории полуострова. Поэтому, подводя итоги, можно говорить о том, что потери коснутся трех сторон:
Что касается украинской экономики, то на ней это скажется несущественно: "вес" Крыма в украинском ВВП составляет менее 2%.
Что думаю другие эксперты о блокаде Крыма - можно прочитать в нашей подборке "Что дальше"
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
5 важных вопросов о продуктовой блокаде Крыма
В минувшее воскресенье активисты перекрыли все дороги на административной границе с Крымом, и с тех пор на полуостров не заехала ни одна фура с товаром из Украины.
Акция наделала много шуму и стала предметом обсуждения в отечественных и мировых СМИ. Однако осталось еще много вопросов, на главные из них "Комсомолке" ответили эксперты.