Акция наделала много шуму и стала предметом обсуждения в отечественных и мировых СМИ. Однако осталось еще много вопросов, на главные из них "Комсомолке" ответили эксперты.
Зачем нужна акция?
Глава меджлиса Рефат Чубаров неоднократно заявлял: хватит, мол, кормить Крым, пусть сами разбираются, а мы не пустим больше туда ни одной фуры с продуктами. Крымско-татарский лидер подчеркнул, что цель блокады Крыма - "освобождение всех граждан Украины, которые вынуждены жить на оккупированной территории". Позднее Чубаров добавил, что благодаря акции о проблеме Крыма вновь заговорило мировое сообщество, которое раньше в основном уделяло внимание войне в Донбассе, а вопрос полуострова обходило стороной.
Именно привлечение внимания мирового сообщества и является, по мнению экономического эксперта Богдана Кушнирука, главной целью мероприятия.
- Поскольку акция подана так, что ее организовало не государство, а гражданское общество, то цель блокады, можно сказать, достигнута - тема нарушений прав крымско-татарского народа опять в топах мировых СМИ, - говорит эксперт.
Как долго все может продолжаться?
По словам народного депутата Мустафы Джемилева, блокада может продлиться как месяц, так и полгода, а может даже больше.
У экспертов на этот счет такое мнение.
- Акция имеет определенный политический подтекст и рассчитана, в первую очередь, на мировое сообщество, а во вторую - на украинскую предвыборную аудиторию. Лояльность украинской власти к блокаде может сыграть на чувствах избирателей. Именно поэтому я думаю, что акция продлится от нескольких недель до месяца и после выборов в конце октября постепенно пойдет на спад, - считает политтехнолог Андрей Золотарев.
Хватит ли активистам сил продолжать акцию?
Заявление Чубарова о возможной полугодичной длительности блокады звучит вполне правдоподобно: при поддержке местных властей и "Правого сектора" ничего не стоит организовать активистам палатки, еду и другие удобства. Правоохранители также на стороне митингующих, все конфликты между ними и водителями фур гасятся в зародыше.
Отключат ли электричество?
Крымско-татарский лидер заявил и о возможном отключении полуострова от электричества.
- Если в случае блокады речь идет о зависимости Крыма от украинских продуктов, то в случае электроэнергии мы говорим об энергетической безопасности Украины, - говорит глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах.
По мнению экспертов, Украина вряд ли пойдет на такие меры, как отключение электроэнергии для Крыма по двум причинам. Первая - отключение полуострова от поставок электричества требует изменения работы Запорожской и Южно-Украинской АЭС, а эти работы обойдутся в копеечку. Во-вторых, Украина сама покупает электричество у России, а значит, зимой может остаться без света в случае ответных радикальных мер.
Будет ли какой-то эффект?
По разным оценкам, на полуостров поставляется от 5 до 40% украинских продуктов, и, кроме как через перешеек, товар можно завезти только с моря. Когда РФ аннексировала Крым, цены существенно подскочили, а теперь может быть второй этап повышения. Это объясняется тем, что доставить товары по морю на полуостров стоит значительно дороже, чем прогнать фуру с материковой Украины.
- В экономическом плане скорее эффект будет обратный и потеряют украинские предприятия, которые возили продукты в Крым. Однако необходимость этой акции диктовалась политическими интересами, - считает Андрей Золотарев. - Ни для кого не секрет, что Украина оказалась в ситуации гибридной экономики - мы требуем от Европы принятия санкций против России, но при этом продолжаем с Россией торговать. Теперь же упрекнуть в этом нельзя: блокада началась, и одновременно с этим президент подписал санкции против РФ. При этом государство, хоть де-факто блокаду поддерживает, де-юре стоит от нее в стороне. То есть мировое сообщество не сможет упрекнуть Украину в том, что она морит людей голодом, поскольку власть ответит: это не мы, это наши граждане показывают свое волеизъявление.
КСТАТИ
Россия ищет ресурсы
По сообщениям российских СМИ, Москва намерена поднять вопрос о блокаде Крыма в международных организациях.
- Естественно, мы будем ставить эти вопросы в международных организациях… и, естественно, эта проблема будет решаться за счет ресурсов России, - заявил "РИА "Новости" источник в МИД.
А В ЭТО ВРЕМЯ
На момент сдачи номера на границе с Крымом грузовиков осталось совсем мало, большинство вернулось в Украину.
- Количество фур постоянно уменьшается. На "Каланчаке" осталось девять фур, на "Чаплынке" - 26. Ситуация спокойная и полностью контролируемая, - рассказал "КП" в Украине" спикер Государственной пограничной службы Олег Слободян.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Чего лишатся жители Крыма из-за блокады
Продовольственная блокада Крыма длится уже четвертый день.
За это время активисты тормознули на контрольно-пропускных пунктах на административной границе с полуостровом сотни фур с товаром. Сколько продлится блокада, пострадают ли от нее украинские производители и каких продуктов не хватает в Крыму, узнавала "Комсомолка".
На дорогах возле трех КПП на границе с Крымом - "Колончаке", "Чаплынке" и "Чонгаре" - все так же лежат металлические шипы и шины, вдоль трасс разгуливают бойцы "Правого сектора" и крымско-татарские активисты. У обочин припаркованы фуры, правда, их количество значительно уменьшилось.