Пока в обществе обсуждается "чистота" принятых в первом чтении 31 августа изменений в Конституцию в части децентрализации, в стране может разгореться новая дискуссия. В высоких кабинетах Украины замерли в ожидании. Политики и чиновники ждут окончательный вердикт Венецианской комиссии на проект изменений в Конституцию в части судебной реформы. Интрига заключается в том, что в Страсбург было отправлено два варианта документа - наработанный Конституционной комиссией (так называемый вариант "Администрации президента") и общественными организациями.
Уволить всех?!
- Изменения в Конституцию в части судебной реформы направлены на деполитизацию и обеспечение независимости судебной ветви власти, - лаконично охарактеризовал "свой" документ замглавы Администрации президента Алексей Филатов.
И действительно, на бумаге новая формула формирования судейского корпуса выглядит красиво. Верховная Рада и президент утрачивают функции кадрового бюро - судьи назначаются только на основании представления Высшего совета правосудия (ВСП). А что такое ВСП? Это коллегиальный орган из 10 судей, которых делегирует Съезд судей, еще по два представителя назначают президент, Верховная Рада, съезд адвокатов, Всеукраинская конференция прокуроров, съезд представителей вузов и плюс глава Верховного суда (всего 21 человек).
Конституционные изменения предусматривают конкурсную процедуру назначения всех судей. Ужесточаются требования к кандидатам и устанавливается верхняя возрастная планка: граждане Украины от 30 до 65 лет (сейчас от 25 лет) с юридическим образованием и опытом работы от пяти лет (сейчас от трех), проживающие не менее 10 лет в Украине.
В альтернативном варианте (от общественников) предлагаются более радикальные меры: уволить и набрать новых судей (просеять старых).
- Ключевым вопросом обновления судебного корпуса является переаттестация действующих судей и избрание независимой комиссией новых судей, - говорит эксперт "Реанимационного пакета реформ" адвокат Тарас Шепель. - Мы предлагаем конкурс. Каждый кандидат должен доказать свою добропорядочность. К вниманию будет приниматься и репутация кандидата.
Частично прикасаемые
Еще одно новшество предлагаемой судебной реформы - отменить судебную неприкосновенность, вернее, ограничить ее. Вводится "функциональный иммунитет". То есть за решения, которые принимает судья, он не несет ответственности. Но если же человека в мантии уличат в преступлении, которое не связано с его профессиональной деятельностью, то он окажется на скамье подсудимых.
- Наконец отменяется неприкосновенность представителей судебной ветки власти, упрощается процедура увольнения и обеспечивается эффективная модель судоустройства, что позволит в сочетании с прокуратурой, национальной полицией запустить эффективно процесс борьбы с коррупцией, - нахваливает новшества Петр Порошенко.
Упростить систему
Колоссальные дискуссии возникли и вокруг того, какой должна быть архитектура украинской судебной системы. На Банковой хотят сохранить четырехступенчатую систему. Общественные деятели и ряд народных депутатов выступают за трехступенчатую как более понятную для простого украинца.
ЦИФРА
Опрос проведен USAID в июле 2015 года во всех регионах страны (кроме оккупированных территорий). Опрошено 2359 респондентов. Погрешность - 2%.
ВОПРОС РЕБРОМ
Как перезагрузить суды?
Социологические опросы показывают, что рядовые украинцы выступают за полное обновление судебной ветви власти. 49% украинцев считают, что никто из нынешних судей не имеет морального права вершить правосудие в стране. Еще 36% украинцев склоняются к варианту, что все судьи должны пройти специальную проверку, по итогам которой и должно приниматься решение, увольнять их или оставить. 7% украинцев считают, что целесообразно провести проверку только тех судей, к которым есть претензии общественности. Примечательно, что среди украинцев не рассматривается вариант обновлениия судебной власти посредством всенародного выбора судей.
ВАЖНО
Новшества наступят в 2017 году
Ожидается, что Венецианская комиссия даст свое экспертное заключение по "судебным" конституционным изменениям к концу сентября - началу октября сего года. А вот Верховная Рада сможет приступить к рассмотрению судебной реформы не раньше января 2017 года.
- Конституция имеет некие предохранители: одни и те же нормы не могут пересматриваться чаще одного раза в год. Таким образом, если Верховная Рада примет изменения в Конституцию в части децентрализации, то изменения в части судебной реформы нельзя будет принять в течение еще года. Ведь они затрагивают те же статьи: статью 150, которая касается полномочий Конституционного суда, и статью 121, которая касается полномочий Генеральной прокуратуры, - указывает на регламентные нюансы вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид и тут же высказывает свое мнение: - Проблема судебной реформы является более острой, нежели проблема децентрализации. Ведь децентрализацию можно было внедрять и на уровне принятия рядовых законов, а вот судебную реформу без изменений в Конституцию - никак не провести.
Народные депутаты прогнозируют, что во втором чтении изменения в Конституцию в части децентрализации будут приняты ближе к концу года. Если вообще будут приняты. После выхода "радикалов" из коалиции и начавшейся ультимативной риторики в "Батьквіщині" и "Самопомощи" парламентскому большинству собрать необходимые 300 голосов будет ох как тяжело.