На минувшей неделе все, кто старше 30-ти, не раз вспоминали 90-е. Как и тогда, живем в беспокойное время, без всякой финансовой стабильности и - с "веерными отключениями" электроэнергии. Причем последние - масштабные и внезапные, длящиеся порой по 10 часов подряд. Как следствие - парализованная, с остановками транспорта, закрытием магазинов и отказом отопительной системы, жизнь городов. Эта беда не миновала не только небольшие населенные пункты, но и "миллионники", и областные центры.
Так, календарная зима в Харькове началась с "замирания" части линий трамваев и троллейбусов. В Кировограде без электричества ежедневно часами сидят во всех микрорайонах. Учатся жить при свечах и в Полтаве, и еще в десятках населенных пунктов. При этом энергетики сперва объясняли ситуацию аварийной остановкой энергоблока на Запорожской АЭС (факт, сам по себе заставляющий вздрогнуть и вспомнить о Чернобыле). И только потом откровенно признали - угля на отечественных ТЭЦ осталось всего на несколько дней.
Почему в Украине не стало топлива?
Вопрос для живущих в Украине звучит немного дико. В структуре энергобаланса страны уголь занимает 34%, и раньше его не только хватало на внутренние потребности, но и была возможность экспортировать, чем достаточно активно пользовалась отрасль. Что же случилось сейчас? Боевые действия на востоке? Но только ли они в этом виноваты?
Независимые эксперты уверены, что проблема - в отсутствии государственной политики в вопросах энергетической безопасности, а также банальной халатности должностных лиц. По словам народного депутата Наталии Королевской, в мае на складах Донецкой и Луганской областей лежало 2 миллиона тонн угля. Еще работала железная дорога, и, более тщательно отнесясь к логистике, его вполне можно было доставить к украинским ТЭЦ. Однако, несмотря на битье во все колокола, правительство благополучно "забыло" топливо в Донбассе. Кстати, заодно с вагонами, которые своевременно не эвакуировали из Донецка. В результате сейчас, по словам губернатора Луганской области Геннадия Москаля, 122 тысячи тонн "черного золота" мертвым грузом лежат на подконтрольных Украине (!) территориях. Не хватает вагонов и дизельного топлива, чтобы доставить этот груз от складов объединений "Луганскуголь" и "Первомайскуголь" до ТЭЦ.
Абсурд или умысел?
Ситуация с углем вообще оставляет больше вопросов, чем ответов. Судите сами.
Осенью, когда ситуация с топливом приблизилась к критической, тогдашний профильный министр Юрий Продан заявил: переговоры о покупке донецкого угля могут вестись только с госпредприятиями, которые еще продолжают работать. "Мы не ведем никаких переговоров ни с какими так называемыми республиками", - подчеркивал глава ведомства свою патриотическую позицию в начале ноября.
Уже пару недель спустя чиновники робко заговорили о необходимости приобретения угля… у россиян. А в первые дни декабря новый министр Владимир Демчишин открытым текстом заявил: "Закупка электроэнергии в России - необходимый шаг, каким бы политически сложным он ни был". И получил одобрение Кабмина на временный экспорт от беспокойного соседа. Спрашивается, так за что боролись?.. И почему раньше не захотели взять топливо у Донецка, откуда его как минимум гораздо ближе везти?..
Еще загадочнее - ситуация с углем из ЮАР. Пока здравомыслящие люди предупреждали о том, что южноафриканский уголь окажется для Украины поистине золотым, правительство сумело убедить едва ли не полстраны: африканский уголь - это хорошо и дешево. На деле "дешевизна" мало того что вылилась в 111-112 долларов за тонну против 54 отечественных, так уголь из ЮАР еще и оказался несоответствующим ГОСТам для наших ТЭЦ. И в довершение всех "радостей" - поставив в Украину только половину обещанного, южноафриканская компания Steel Mont Trading Ltd отказалась от дальнейшего сотрудничества.
Но самое настораживающее, что, судя по заявлению, которое прозвучало 7 декабря из уст сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича на одном из телеканалов, четкого плана выхода из энергетического кризиса у нового правительства до сих пор нет. Если станции не будут обеспечены необходимым объемом угля, а в этом главная причина веерных отключений, отключения продлятся до конца зимы, признал эксперт. Он же и отметил, что "50 тысяч тонн угля из России - это полдня нормальной работы электростанций".
По выступлениям для прессы различных чиновников уже понятно, что граждан морально готовят к трудностям. Но если посидеть дома пару плановых часов в темноте неприятно, но не смертельно, то этого не скажешь об остающихся без света на неопределенное время детских садах и больницах, разморозившейся системе отопления и остановке городского электротранспорта, особенно в часы пик.
Энергетика без будущего
Но поистине замечательно, как в правительстве обходят стороной тему энергетического будущего Украины. Шквал информации, касающейся энергопроблем, затрагивает сугубо "здесь и сейчас": закупки газа и угля, необходимость жесткой экономии.
Однако правда заключается в том, что эта зима может стать первой за последние 15-20 лет, но далеко не последней, когда понижение температуры даже на пару градусов со страхом ожидает вся Украина.
Вопрос реформирования угольной отрасли в Министерстве энергетики еще недавно называли одним из ключевых. Под реформой понимается продажа государственных шахт. А те из них, которые никто не купит, будут закрыты. Обоснование этого шага на первый взгляд правильное: есть шахты, работа которых поддерживается за счет бюджетных субсидий, да и украинский уголь в целом дешевым никак не назовешь.
Но на деле все оказывается, конечно, намного сложнее. Ведь если страна отказывается от собственных ресурсов, она автоматически начинает зависеть от других. То есть свет и тепло в наших квартирах будут только в том случае, если нам вовремя поставят топливо из-за рубежа. Согласитесь, учитывая экономические реалии последних лет, не самая радужная картина.
Но и это еще не все. После закрытия шахт, особенно в небольших градообразующих городах и поселках, люди просто-напросто останутся на улице. Ведь предварительного анализа - какие шахты будут куплены, а какие практически стопроцентно придется закрывать, в стране никто не делал. Как нет и реального плана переквалификации сотрудников закрывающихся шахт и обеспечения их рабочими местами. Тупик?
- Из любой, даже самой сложной ситуации всегда есть выход, - уверена Наталия Королевская, которая еще с мая предупреждала об опасности игнорирования проблемы и настаивала на системной работе по предупреждению энергетического кризиса. - Хотя, конечно, искать его сообща нужно было еще полгода назад, когда руководство страны больше волновали выборы и дележ портфелей. Сейчас Оппозиционный блок инициирует в Верховной Раде создание временной следственной комиссии, чтобы детально разобраться, как могла возникнуть такая ситуация, когда страна зимой оказалась без энергетических запасов. Только так мы сможем наработать эффективные механизмы выхода из сложившейся ситуации.
Кроме этого, настаиваем, чтобы в ближайшие дни министр топлива и энергетики пришел в парламент и рассказал о тех шагах, которые намерен предпринять по выведению страны из энергетического кризиса. Да, человек на этом посту он новый, но раз назначен на эту должность - ему и принимать меры.
Нардеп уверена - кто-то должен без промедления скоординировать работу различных органов и структур, чтобы даже те небольшие запасы топлива, которые доступны сейчас в стране, были использованы максимально эффективно. И здесь у министра - как раз все полномочия. "Нельзя допустить, чтобы без тепла и света осталась вся Украина. И как только этот кризис будет урегулирован, без промедления нужно комплексно заняться вопросом энергетической безопасности страны, чтобы подобное больше не повторилось", - напоминает Наталия Королевская.
"Если у правительства сегодня не хватает специалистов, знаний или желания - мы готовы им помочь. Мы хорошо знаем энергетическую сферу, у нас есть специалисты с опытом выхода из различных кризисных ситуаций. Главное сегодня - защитить людей, вернуть тепло в дома, не дать замерзнуть больницам, школам и другим объектам социальной инфраструктуры. Страна-то у нас у всех одна", - заявила Наталия Королевская.