Загрузить еще

Три версии аварийной посадки в "Домодедово"

Три версии аварийной посадки в
Фото: Следствие отрабатывает три версии крушения Ту-154.

 Второй пилот лайнера Магомед Шамалов заявил СМИ, что в аварии, возможно, виноваты техники, готовящие самолет к вылету. 

- Я думаю, что в топливо для лайнера просто забыли залить средство от его замерзания, - заявил пилот. 

Возможно ли это? 

Пилот-испытатель Александр Акименков, заслуженный летчик России, считает, что экипаж лукавит. 

- Как топливо могли замерзнуть, если воздушное судно было в полете каких-то 10 минут?! За это время не успевает промерзнуть даже конструкция самолета, а ведь топливо было внутри. Да оно даже остыть не успело! Если бы это и произошло, то уж не раньше, чем через час. Я уверен, что пилоты просто забыли включить насос подкачки топлива в расходный бак. Когда в нем осталось менее 2,5 тонн топлива, загорелась лампа аварийного остатка топлива. 

- И что - на нее не обратили внимания? 

- Кто ж знает? Возможно, экипаж решил, что техника просто «глючит». В общем, на сигнал пилоты и бортинженер не отреагировали. Двигатели вскоре отключились. И это произошло, я уверен, от того, что в них не подавалось топливо. Когда двигатели встали, экипаж засуетился, включил насос подачи топлива в расходный бак. 

- Но было поздно? 

- Вовсе нет. Вставшие во время полета двигатели вполне можно запустить. Но у экипажа просто не было достаточного опыта или квалификации. 

- Запустить двигатели так сложно? 

- В воздухе включается зажигание, открываются краны... Нет, это не так сложно. Все делается здесь же, из кабины пилота. Но парни, по всей видимости, растерялись. 

- Как же так? Командир - опытный, 17 тысяч часов налетал! 

- Это ни о чем не говорит. Ведь запуск двигателей в воздухе нужно регулярно отрабатывать. Нужны тренажи, разбор различных ситуаций, случающихся на борту. А авиакомпания, у которой мало самолетов, как правило, никакой летной подготовки вообще не проводит. Как говорится, пусть тренируется тот, кто играть не умеет. Такая позиция свойственна мелким региональным компаниям. Я не говорю, что в «Авиалинии Дагестана» так и было, лишь констатирую общую ситуацию. После развала советского «Аэрофлота» уровень подготовки пилотов резко снизился. 

Специалисты впоследствии будут внимательно изучать другие узлы и агрегаты самолета,

 

 

КСТАТИ 

В Махачкале в баки Ту-154 залили 18 тонн керосина. Пока летели до Москвы, две трети израсходовали, поэтому во «Внуково» долили еще 12 тонн. 

Оба вида топлива сейчас находятся на экспертизе, однако специалисты полагают, что столичный керосин вряд ли может вызвать подозрения: в тот день из аэропорта на нем улетели 80 самолетов, и никаких проблем у них не возникало. 

Три версии аварийной посадки в "Домодедово" 

Среди возможных причин ЧП следствие выделяет «отказ системы управления самолетом», «некачественное топливо», «человеческий фактор».  

Следователи московского межрегионального следственного управления на транспорте СКП России продолжают расследование уголовного дела по факту жесткой посадки пассажирского самолета рейса Москва - Махачкала. 

Напомним: в результате субботнего ЧП два человека погибли, пострадали 82 пассажира. В медицинских учреждениях Москвы и Московской области остаются 39 человек, из них пятеро - в тяжелом состоянии. 

- Следователи и криминалисты продолжают работу, - сообщил официальный представитель СКП России Владимир Маркин. - С места происшествия изъяты и переданы для изучения в Межгосударственный авиационный комитет бортовые самописцы, произведены осмотры топливозаправщика и территории склада горюче-смазочных материалов аэропорта «Внуково» (именно из него вылетел лайнер. - Прим. ред.). 

Изучаются видеозаписи экстренной посадки самолета. В Сургуте изъяты образцы топлива с борта воздушного судна, которое вылетело из аэропорта «Внуково» и заправлялось из той же емкости, что и Ту-154, совершивший аварийную посадку. 

воздушного судна. Выяснилось, что «тушка» ремонтировалась на Внуковском авиаремонтном заводе. Здесь изъяли документацию, касающуюся ремонта повреждений, которые самолет получал ранее.

- Следователи уже допросили около ста потерпевших и всех членов экипажа, в том числе командира воздушного судна, - уточнил Владимир Маркин. 

Как пояснил на допросе авиатехник аэропорта «Внуково» Сергей Иваничев, во время осмотра лайнера он обнаружил небольшое обледенение на воздуховодах, но весь лед счистил. Все остальное оказалось в норме. Все три двигателя при запуске работали как часы. Техник находился возле самолета до того момента, как тот вырулил на взлетно-посадочную полосу. 

А вот агент по организации встречи и посадки и посадки пассажиров в аэропорте «Внуково» обратила внимание следователей, что были проблемы во время посадки: 

- На рейс Москва-Махачкала мы сажаем авиапассажиров по двум трапам, но в этот раз пассажиры садились по одному, так как второй был установлен слишком низко и неплотно прилегал к самолету. 

Впрочем, едва ли этот как-то повлияло на полет. Специалисты рассматривают сразу несколько версий. 

- Среди них выделены три главные - «отказ системы управления самолетом», «некачественное топливо», «человеческий фактор», - сообщил источник в СКП. - Возможность совершения диверсии или теракта пока не рассматриваем. 

Напомним, в субботу, 4 декабря, лайнер совершил жесткую посадку в аэропорту Домодедово. Ne-154 вылетел из Внуково в Махачкалу, но буквально через полчаса у лайнера отказали все три двигателя. В результате посадки погибли двое и более 80 получили ранения.