Товарооборот страны с ключевыми партнерами падает. Частично это стало следствием экономического кризиса - страны, покупавшие украинский металлопрокат, трубы, сельхозпродукцию, сокращают импорт, чтобы спасти собственных производителей. Однако главная причина - «проколы» властей во внешней политике.
Это и побудило «Комсомолку» завести разговор о защите национальных экономических интересов. Экс-глава Нацбанка, экономист и бизнесмен со стажем Сергей Тигипко может говорить об этом со знанием дела. Свой взгляд на международные дела Украины он высказал в беседе с нашим корреспондентом.
Украине и России нужно отбросить обиды
- Сергей Леонидович, как вы оцениваете тот факт, что президент России Дмитрий Медведев демонстративно отказался от двусторонней встречи с Виктором Ющенко во время недавнего саммита СНГ в Кишиневе?
- Я считаю, что российский президент в данном случае не прав. Очевидно, им движут эмоции, а не государственный расчет. К сожалению, эмоциональная составляющая слишком сильна в российско-украинских отношениях. Это понятно, если иметь в виду непростую историю наших отношений. Тем не менее в дипломатии главное - нынешние экономические интересы. Вот посмотрите: только что министры иностранных дел Турции и Армении подписали протоколы о восстановлении дипломатических отношений и нормализации межгосударственных отношений. А ведь у этих стран история отношений - тяжелее не придумаешь. Вспомнить хотя бы войны начала двадцатого века и то, что армяне называют геноцидом своего народа. Но интересы развития торговли, участие в евразийских энерготранспортных проектах заставили элиты обеих стран оставить идейные разногласия.
Вот и нам с Россией надо отбросить обиды, идеологические комплексы и разночтения истории. Я знаю: народы наши не питают вражды друг к другу. А вот политики пока не на высоте.
- А как вы относитесь к назначению на пост министра иностранных дел Петра Порошенко?
- Трудно сказать, насколько серьезно назначение, сделанное за три месяца до президентских выборов и, соответственно, смены правительства. Как бы то ни было, Петр Алексеевич - бизнесмен и рациональный человек, и это внушает некоторый оптимизм. Как известно, внешняя политика есть продолжение политики внутренней, а внутренняя политика в свою очередь является продолжением экономики. Иными словами, внешняя политика должна быть подчинена экономическим интересам страны, обслуживать их, помогать продвижению наших товаров и услуг на международные рынки, защищать собственные рынки и отечественное производство, способствовать привлечению инвестиций. Политическое же руководство Украины все последние годы блистательно опровергало все эти веками проверенные истины. Личные идеологические установки и комплексы некоторых националистов-дипломатов выливаются в пагубные для страны внешнеполитические действия.
Одновекторная политика Киева является даже не проамериканской, но исключительно антироссийской. В годы президентства Леонида Кучмы были выдвинуты две перспективные концепции: «Украина - региональный лидер» и «Украина - альтернативный центр притяжения в СНГ», хотя и воплощались они не слишком успешно. Однако теперь эти проекты выродились в неудачные попытки помогать всем, кого не любит Москва, что оттолкнуло от Украины даже Молдову и Азербайджан.
- Тем не менее торговый оборот с Россией у нас самый большой…
- Он должен быть в несколько раз больше, если учитывать глубочайшую интеграцию советских времен. Свертывается военно-техническое сотрудничество, российские транзитные грузы переориентируются с украинских портов. Москва торпедирует украинские политические и экономические интересы в третьих странах. На западном направлении - и того хуже. Перспектива вступления в Евросоюз стала еще туманнее. Киев не сумел добиться от ЕС существенных уступок по визовому вопросу и сквозь пальцы смотрит на грубейшие нарушения прав украинских туристов и трудовых мигрантов в странах ЕС.
Мы утратили достоинство в диалоге с США
- Со Штатами дело также обстоит не лучшим образом?
- Мы совсем утратили достоинство в диалоге с Соединенными Штатами. Украина идет навстречу пожеланиям Вашингтона даже вопреки собственным экономическим интересам. Последний пример - затягивание подписания соглашения с российским ТВЭЛ о поставках ядерного топлива для украинских АЭС. А без этого россияне не станут строить завод по производству ядерного топлива в Украине. Зато действительно больные вопросы, такие как упрощение визового режима, облегчение доступа украинских компаний на американский рынок, полное выполнение США своих обязательств, связанных с ликвидацией ракетного топлива и компенсацией за закрытие Чернобыльской АЭС, наши дипломаты бояться поднимать.
Украина сдает одну позицию за другой в отношениях с Румынией, которая является наиболее активным региональным конкурентом Украины. Киев проиграл Бухаресту в вопросе раздела морского шельфа. Румыния успешно торпедирует наш проект судового хода Дунай - Черное море, который позволил бы перенаправить огромные грузопотоки через территорию Украины. Бухарест откровенно поощряет антигосударственные настроения в румынской диаспоре в Украине, раздает им румынские паспорта. Используя статус члена ЕС и НАТО, Румыния намерена вынуждать Украину к дальнейшим экономическим и политическим уступкам вплоть до предоставления автономии румынам в Черновицкой области.
- Кстати, на упомянутом саммите в Кишиневе украинский президент общался с новыми лидерами Молдавии - и. о. президента, спикером парламента Михаем Гимпу и премьер-министром Владом Филатом…
- А вот это очень важно. У нас есть нерешенные вопросы с Молдавией - в частности, по демаркации госграницы и по Днестровской ГЭС-2, которая расположена на границе. Диалог с прежним молдавским президентом Владимиром Ворониным у Киева не получался. Но его нужно вести. С другой стороны, тот же Влад Филат не скрывает своей прорумынской политической ориентации. А в Румынии не скрывают желания присоединить Молдавию. Но тут задеваются серьезные политические интересы Украины. Кроме того, может возникнуть крайне нежелательный для нашей страны прецедент: ведь у Румынии, как уже сказано, имеются территориальные претензии и к Украине. У нас есть значительные ресурсы влияния в Молдавии и в Приднестровской Молдавской республике, и мы не должны пускать процесс на самотек. Киев должен значительно усилить свое политическое присутствие в этом регионе.
- Так в каком направлении вы предлагаете развернуть украинскую дипломатию?
- Все очень просто. Нам надо вернуться к многовекторной сбалансированной политике с акцентом на экономическую дипломатию. Отношения с НАТО необходимо ограничить партнерством, а диалог с ЕС развивать через соглашение об ассоциации и зону свободной торговли. Нам надо нормализовать отношения с Россией. Может быть, стоит предложить россиянам проект совместного индустриального прорыва, который бы заключался в создании максимально благоприятных условиях для промышленной кооперации. А трудноразрешимые политические и гуманитарные проблемы надо отодвинуть на второй план.
Сделав все это, мы можем уже очень скоро получить серьезные дивиденды. Выйдя из полосы конфронтации с Россией, Украина перестанет быть препятствием на пути перестройки системы отношений в Европе и получит значительно более широкое поле для дипломатического маневра. Отказ от политической повестки сближения с Евросоюзом откроет возможности для более активного и соответствующего украинским интересам диалога с Брюсселем по экономическим, миграционным и визовым вопросам. Активизация отношений с новыми экономическими лидерами - такими как Индия, Китай, Бразилия - позволит поддержать национальных экспортеров в условиях кризиса и получить политически не связанные инвестиции и кредитные линии. Внешняя политика вернется к своему единственному предназначению - обслуживать национальные интересы Украины.