22 декабря
Загрузить еще

Генерал Геннадий Москаль: Разве МВД сейчас - не монстр?

Генерал Геннадий Москаль: Разве МВД сейчас - не монстр?
Фото: Геннадий МОСКАЛЬ: - Если бы мои законопроекты проходили через Кабмин, пришлось бы ждать не менее года.

Геннадий Москаль встречает меня в своем новом кабинете в здании МВД в Киеве на улице Богомольца. Размерами и меблировкой комната явно уступает его прежним хоромам. Но хозяина этот факт ничуть не смущает. С лукавой улыбкой он протягивает мне карикатуру на своего главного политического противника - регионала Нестора Шуфрича и тут же забирает назад. Видимо, не может отказать себе в удовольствии постоянно ее рассматривать.

Последний раз мы встречались с Геннадием Геннадьевичем два года назад. С тех пор мой собеседник изменился до неузнаваемости. Будучи заместителем министра (речь идет о периоде с февраля 2005-го по декабрь 2006 года, когда Юрий Луценко впервые получил портфель главы МВД), он предпочитал оперировать сухими цифрами и фактами, а на неприятные вопросы попросту не отвечал. Мол, государственная тайна. Сегодня дела обстоят иначе. Генерал шутит, рассказывает анекдоты и готов парировать любую реплику. Сразу чувствуется, статус народного депутата позволяет ему вести себя свободно и раскованно. Между тем разговор идет о вещах весьма серьезных.

«На государственную службу не хочу!»

- Геннадий Геннадьевич, в последнее время вы занялись законотворчеством. Не скучаете по родной милиции? Все-таки 34 года в органах внутренних дел работали! Юрий Витальевич не предлагает вам снова занять кресло своего зама?

- Нет, я на государственную службу не хочу. Хотя предложения были. Кстати, я уже разработал и подал 18 законопроектов в Верховную Раду Украины. Все документы связаны с милицией и правоохранительной тематикой. Думаю, именно в этой сфере я могу применить свой опыт.

- Представив на пресс-конференции в МВД законопроекты про внесение изменений в законодательство об органах внутренних дел Украины, вы вызвали немало пересудов. Обычно подобные заявления делает министр…

- Министр не является субъектом законодательной инициативы. Согласно Конституции Украины право заниматься законотворчеством имеют только президент, Кабинет министров и Верховная Рада Украины. Кроме того, если бы документы проходили через Кабинет министров, мы бы потеряли не менее года. Это невероятно длинная процедура. Поэтому я воспользовался данным мне правом и как народный депутат презентовал наши разработки. Так что не вижу в этом никакой проблемы. Хуже, когда нардепы несколько созывов в парламенте и не предложили ни одного закона. Чем они в таком случае занимаются? Обязанности моих коллег не ограничиваются голосованием.

Власть должна быть в одних руках

- Ваши законопроекты предусматривают создание в Украине системы органов внутренних дел по европейскому образцу. Вы предлагаете включить в состав МВД целый ряд других служб: Госпогранслужбу, Службу пожарной безопасности и спасения, Госслужбу по вопросам миграции и другие. Замглавы Секретариата президента Игорь Пукшин оценил эту инициативу как «борьбу за полномочия». Он говорит: «Можно создать один монстр, который будет руководить всем и вся, но толку не будет…»

- Ну, извините! Сегодня в системе МВД (если считать с внутренними войсками, а также аттестованными военнослужащими и вольнонаемными) уже 320 тысяч человек. Разве это не монстр? И что поменяется в работе этих ведомств, если будут внесены изменения в законодательство? Погранслужба разве сейчас выполняет функции внешних дел? Нет. Так почему же ее руководитель одновременно не может быть замминистра МВД?

- А какой в этом смысл?

- В том, что во всех странах внутренние вопросы сосредоточены в одних руках. В противном случае амбиции руководителей (каждый ведь считает себя великим!) мешают нормальной работе. Вспомните взрыв газа в жилом доме в Днепропетровске. Туда приехали сотрудники МЧС и долго не могли ликвидировать последствия трагедии. А если бы им помогли милиционеры, все вопросы решили бы гораздо быстрее. Во времена Советского Союза пожарники входили в состав МВД.

- Но мы же с вами говорили о погранслужбе…

- А какая разница? Ну чего мы все закрываем глаза? Все же едут за границу и видят, что в основном на пропускных пунктах стоят девушки. Для них главное, чтобы человек был немножко похож на фотографию в паспорте, по которому выезжает. А если паспорт поддельный? Если у нас так хорошо охраняются границы, то почему все нелегалы прут в Европу через Украину? А мы еще ко всему этому ратифицировали закон реадмиссии с Евросоюзом. Сбылась мечта Саркози! Теперь каждый нелегал, купивший в Киеве батон, будет депортирован к нам обратно. А куда мы его денем?

- Не секрет, что непрошеные гости приходят к нам из России…

- У нас не подписан закон реадмиссии с РФ и Беларусью. И эти страны нелегалов обратно не возьмут. Я этот вопрос знаю как «Отче наш». У нас в этой сфере такая проблема будет, что и не снилось! Почему же ее не предотвратить? Именно в милиции есть кадры, которым по плечу бороться с нелегальной миграцией, торговлей людьми, контрабандой наркотиков и решать многие другие вопросы.

Антикоррупционное бюро сможет предъявить обвинение президенту

- Cамую яркую критику вызвал ваш проект создания в системе МВД антикоррупционного бюро…

- У кого вызвал? Большинство украинцев поддерживают борьбу с коррупцией. Разрабатывая этот документ, мы проанализировали европейский опыт. В Англии, например, руководствуются законом о борьбе с коррупцией в госструктурах, который был принят в 1889 году, и законом о предотвращении коррупции 1906 года. И эти законы у них действуют! Причем к коррупционным отношениям относятся такие действия госслужащих, как согласие на получение подарков, займа, наград или поощрения за услугу, которая находится в компетенции чиновника.

- А не будет ли работа бюро пересекаться с подразделениями МВД, которые сейчас занимаются вопросами борьбы с коррупцией?

- Нет, не будет. Рыба гниет с головы, а мы пока только чешую чистим.

- Проще говоря, вы надеетесь что антикоррупционное бюро займется только высокопоставленными взяточниками?

- Именно так! Бюро будет проверять чистоплотность сотрудников Секретариата президента, Кабмина, Конституционного суда, специализированных судов, Верховного суда. А также госслужащих 1-2-й категории, глав областных госадминистраций, народных депутатов Украины и АР Крым, депутатов облсоветов, кандидатов в президенты и депутатов Верховного совета, которые зарегистрированы в ЦИК. А остальными субъектами коррупционных действий пусть занимается милиция.

- Сможет ли бюро предъявить обвинение, например, президенту?

- Почему бы и нет?! И спикеру, и премьер-министру…

«Буду гавкать, как последняя собака, и говорить: не голосуйте за эту партию!»

- По какому принципу будут подбирать людей в эту структуру?

- На конкурсной основе из самых лучших сотрудников МВД.

- Какая зарплата у них будет? Уж больно опасная работа…

- Хотя бы на 50% выше, чем на аналогичной должности в другом департаменте МВД. Все-таки 300 человек - не такой большой штат.

- А кто проверит министра МВД?

- Сотрудники антикоррупционного бюро. Они будут зависимы от него только в материально-техническом и финансовом обеспечении.

- Но он же их начальник!

- С сотрудниками бюро будет заключаться контракт на пять лет. А он разрывается только через суд.

Пусть человек пойдет в суд и докажет, что директор антикоррупционного бюро или министр внутренних дел сволочь и негодяй. В чем вопрос?

- Как вы думаете, какая судьба ждет антикоррупционное законодательство в Верховной Раде?

- У меня по этому поводу пессимистическое настроение. Но я потрачу все свое время, чтобы обнародовать имена тех, кто не хотел голосовать. Они думают, что это последние выборы в нашей стране? Нет, не последние.

Я буду гавкать, как последняя собака, и буду говорить: не голосуйте за эту партию! Почему они не захотели этот закон принимать?

Возможно, потому, что они сами коррупционеры и покрывают тех, кто с ними в доле? Я вам гарантирую, что сделаю это даже в том случае, если меня выгонят из парламента.