Вместе с регулярными отключениями света в жилых домах и на предприятиях мы получаем вдобавок еще и выключенные фонари и светофоры. А это значит, что дороги городов становятся еще опаснее. И если днем водитель может увидеть пешехода, то в темное время суток эти шансы сильно падают.
Журналист Коротко про пообщался с экспертом по транспортному планированию Дмитрием Беспаловым и получил советы, как сделать свое пребывание на дорогах более безопасным в условиях блэкаута.
– В Киеве более 700 светофорных объектов, но где-то четверть способна работать в условиях отключения света. То есть они оборудованы автономной системой питания, но даже и эта четверть работает лишь какое-то ограниченное количество часов, примерно четыре. Если светофор не работает на сложных пересечениях дорог, это втрое снижает пропускную способность. Потому и риск ДТП гораздо больше, – говорит Дмитрий Беспалов.
Касается водителей - надо быть втрое внимательнее обычного и вспоминать, кто кому должно уступать дорогу, и снижать скорость.
– Да, это будет создавать задержки. Да, пропускная способность может снизиться. Но по крайней мере будет меньше риск ДТП, если к этому относиться серьезно, - говорит эксперт.
Касается власти – на перекрестках следует выставлять регулировщиков.
- На ключевых светофорных объектах, когда они не работают, следует ставить регулировщиков. Это повысит пропускную способность, то есть при этом ускорит и работу экстренных служб, транспорт которых может задерживаться на таких узлах, а их работа критически важная, - считает Дмитрий Беспалов.
Касается переоборудования светофоров.
– Можно выделить средства, чтобы переоборудовать светофоры и добавить к ним автономные системы питания. И знаете, часто наблюдаю картины, где не работают светофоры, а работают опоры освещения. Возникает вопрос: почему бы не иметь альтернативных возможностей для подключения светофоров? Было бы хорошо иметь для светофора два-три резервных канала питания. Так же как и резервные каналы интернета, чтобы они извещали о том, как работают эти светофоры, штатно ли, все ли в порядке с сигнальной программой, - говорит наш собеседник. По его словам, установить такие системы очень дорого, но когда на кону безопасность и жизнь, то не стоит экономить.
Тоже касается водителей - снижайте скорость движения до 50 км/ч.
– В темное время суток и когда пропадает уличное освещение, переходить дорогу - тем более, где 6-8 полос движения - даже на пешеходном переходе суперопасно. Что можно посоветовать здесь? Следить за исправностью своих фар и ехать медленнее, чтобы успеть среагировать. Есть такой известный среди водителей неписаный закон: шансов выжить у сбитого автомобилем пешехода при скорости 50 км в час на уровень больше, чем при скорости 60 км в час. Поэтому в таких условиях следовало бы соблюдать лимит в 50 км. Риски все равно остались бы, но сбить кого-то насмерть уже будет меньше шансов, – говорит Дмитрий Беспалов.
Международный опыт также доказывает, что чем меньше общая скорость движения, тем больше пропускная способность дорог. В некоторых мегаполисах уже пришли к ограничению скорости до 30 км в час как основному скоростному режиму на второстепенных дорогах, что значительно улучшило ситуацию в целом.
– Я вам могу уверенно сказать, что при скорости в 30-40 км в час достигается наибольшая пропускная способность. Если все завтра в Киеве начнут ездить со скоростью 30-40 км в час, то все будут доезжать до места назначения немного быстрее, - отмечает эксперт.
Пешеходам в больших городах не позавидуешь. В ночное время суток они крайне уязвима мишень, поэтому их главная задача – быть заметными для водителя.
– Сложно здесь что-то посоветовать. Классический чиновник, занимающийся безопасностью дорожного движения, сказал бы, что пешеходу стоит облепить себя всего светоотражателями разного рода и ни в коем случае нельзя слушать музыку в наушниках. А нужно постоянно, как пилот истребителя, мониторить обстановку на 360 градусов вокруг себя. И тогда, возможно, вас не собьет автомобиль в Киеве. Я видел аварии, случающиеся с пешеходами, и в некоторых случаях от того, будут ли они со светоотражателями и будут ли смотреть на 360 градусов, мало что зависело. Думаю, что нужно сосредоточиться на водителе, за ними нужно следить, - заключил наш собеседник.
То, что в ДТП виноват водитель, сбитому пешеходу никак не поможет. Так что все равно нужно позаботиться о собственной безопасности: