Впервые ставить учеников за парты, а не сажать, во Львове попробовали в 2021 году. Прислушались к Общественной организации « Дадим детям двигаться! », которую создали активисты одной из львовских ИТ-компаний.
Айтишники вдруг начали убеждать чиновников из управлению образования, что так и удобнее, и полезнее.
- Ну почему – вдруг? В этой компании много молодых родителей, у меня самого – четверо детей, и трое из них – школьники, – отмечает KP.UA один из инициаторов нововведения и руководитель проекта по внедрению в школах парт для обучения стоя Богдан Цюваник. – Эти молодые люди весь день работают за компьютером, но большинство из них – стоя. Им так удобнее. И однажды, еще в 2018 году, пришла мысль: "Нам комфортно, а дети в школе вынуждены сидеть по шесть-восемь часов. Неужели это не вредит их здоровью?"
Молодые родители начали изучать проблему – и ужаснулись. Оказалось, что 80% всего времени, когда дети бодрствуют, они проводят сидя: в школе – сидят, в транспорте чаще всего – тоже, обедают – сидя, в гаджеты залипают тоже сидя.
Начали изучать сайты со статистикой. Выяснили, что по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения минимальная норма двигательной активности в сутки для ребенка и подростка составляет всего один час. И даже это время современные дети не набирают!
– По данным ВОЗ, 75% детей не выполняют эту норму, а украинская статистика убеждает, что только 30% детей могут сдавать нормативы по физкультуре без угрозы здоровью, – делится Богдан Цюваник. – Проблема есть во всем мире.
На фото руководитель проекта Богдан Цюваник, учитель, методист проекта Наталья Маланчук, медицинский консультант Ярополк Пшик, юрист Татьяна Кочерко, один из основателей Алексей Плетнев (слева направо). Фото: ОО "Дадим детям двигаться!"
Изменить ситуацию во Львове решили, не увеличивая количество уроков физкультуры и не гоняя детей палкой на стадионе, а поставив в классах высокие парты. Это парты-конторки – они отличаются от высоких «трибун», за которыми учителя проводят уроки или рассказывают изученный параграф или стихотворение дети. Писать за трибуной контрольные и конспекты неудобно, а за такой партой удобнее, чем сидя. Высота парты и наклон рабочей поверхности регулируется.
В этом году к трем школам, где поставили высокие парты два года назад, присоединились еще две.
- Когда в 2020 году я общался с профессором Техасского университета из США, он удивился, что у нас до сих пор нет высоких парт в школах, ведь это так важно, - отмечает Богдан Цюваник. – На тот момент в Соединенных Штатах было более миллиона ученических мест для обучения стоя.
В Азербайджане, по словам собеседника, государственная программа также рекомендует такие парты в каждом классе. Школьники в Великобритании, Бельгии, США, Японии, Австралии во многих школах уже давно учатся стоя – отзывы только положительные.
В связи с военным положением общественная организация не возлагает надежды на местные бюджеты. Парты стараются приобрести за гранты или при поддержке гуманитарных организаций. Недавно несколько таких парт отправились в лицей в Здолбунове Ровенской области. Также обращались еще до войны из Хмельницкого, Закарпатья, Тернополя – и даже из Мариуполя и Волновахи.
– Учителя говорят, что обязательно поставят в Мариуполе и Волновахе такие парты, когда вернут города и восстановят школы, – отмечает наш собеседник. – Во Львове к пяти школам скоро присоединятся еще семь-восемь – нам удалось выиграть еще один грант и купить 120 парт для разных общин в области.
Одна из львовских школ, которая участвует в эксперименте уже третий год, это школа №27. Правда, учительницу начальных классов, с которых было решено начать, Наталью Маланчук, пришлось долго уговаривать.
– Я сначала отнеслась к этой идее отрицательно, – рассказывает учительница, консультант Центра профразвития педагогических работников Наталья Маланчук. - Сказала, что думаю: "Это детям точно не зайдет". Но потом решила попробовать: поставила в своем 4-м классе несколько таких парт – треть от общего количества.
Это была весна 2021 года. Только ослабили карантин, и дети стали возвращаться за парты. Наталья была права – четвероклассникам «не зашло». Им якобы было тяжело стоять. Как не понравилось и самой Наталье с подружкой-педагогом – за высокими партами они заполняли журналы, пытаясь «испытать» странную инициативу. Как выяснилось, проблема – в привычке сидеть. Поэтому начинать ставить детей за парты, а не сажать, нужно именно с первых классов.
– В первых классах это больше необходимо еще и потому, что старшая школа постоянно меняет кабинеты, а дети в начальной никуда, кроме музыки и физкультуры, не ходят, – отмечает Богдан Цюваник.
Когда учительница Наталья Маланчук через год поставила за высокие парты первоклассников, у которых не было опыта сидения несколько часов подряд, – эксперимент прошел на ура.
– Ни разу ни один ребенок не сказал, что не хочет стоять, – отмечает Наталья Маланчук, которая также после этого стала послом и методистом проекта «Дадим детям двигаться». - Это очень эффективно – я сразу увидела результат. Это отразилось и на обучении детей, и даже на их осанке – начали ходить ровно. Ведь за партами сидят, кто как хочет.
Стоячие уроки, по словам Натальи, также положительно влияют на способность сосредоточиться. Дети стали увереннее писать контрольные.
Это не значит, что учащийся должен стоять 45 минут и только потом сможет сесть. Дети меняют позицию каждые 15-20 минут. Чтобы двигался каждый, нужно, чтобы в классе была хотя бы треть таких парт, лучше половина.
Инициативой интересуется все больше украинских школ – обращаются даже из-за границы.
– Педагоги из польского Ряшева увлеклись нашей идеей – они уже даже ведут переговоры со своей властью, чтобы поставить такие парты в школах, – отмечает Богдан Цюваник. – У детей там те же проблемы, что и у нас. Мы отправили им 30 парт и со дня на день ждем результатов их исследований: как влияет обучение стоя на здоровье школьников. Мы не смогли провести такие исследования у нас, хоть и пытались – то карантин мешал, дети учились дома, потом началась война…
Партнером проекта стал Институт общественного здоровья имени Марзеева в Киеве. Здесь для львовских энтузиастов была разработана методология исследования здоровья школьников, благодаря которой впоследствии удалось бы подтвердить (или опровергнуть) эффективность такого подхода. В двух медицинских центрах, с которыми приступили к сотрудничеству в рамках проекта, провели скрининг здоровья школьников в начале эксперимента. Но продлить его не смогли.
– Мы опираемся на 68 иностранных исследований, что является достаточным доказательством и для управления образования, которое всячески поддерживало нашу инициативу, – отмечает Богдан Цюваник. – В законодательстве предусмотрена возможность использования парт для обучения стоя, а значит – можно развивать проект. Тем более есть подтверждение, что это работает. Доказано, что высокие парты помогают устранить проблему низкой двигательной активности у детей, а также улучшают когнитивные функции, ментальное здоровье, концентрацию внимания и память.
Через год такого обучения с перерывами на дистанционное посыпались положительные отзывы от учителей, родителей и, главное, от детей.
– Родители сначала звонили: «Что вы сделали с моим Петриком или Маричкой? Они теперь сидя не хотят учиться – стоят с книгой за полкой или перед сервантом», - улыбается Богдан Цюваник. – Следовательно, стоя учиться детям действительно удобнее. Все учителя также в один голос говорят, что так гораздо лучше.
Программа комплексного развития школьника, внедряемая с помощью проекта «Дадим детям двигаться!», также предусматривает применение в школах тренажеров для зрительной гимнастики, шведские стенки, массажные коврики и прочее. Но парты – это главное.