Многие украинские дети, вынужденно уехавшие от войны, живут сейчас за границей. В большинстве стран Европы обучение в школе обязательно, поэтому тем, кто не хочет терять связь с украинской школой, приходится выбирать дистанционку и экстернат. Да и в самой Украине из-за воздушных тревог многие школы выбирают обучение онлайн.
Такой формат обучения требует немалых финансовых и моральных вложений - нужна техника, хороший интернет, а еще мотивация, чтобы учиться самостоятельно. Чаще всего компьютер ассоциируется у детей с играми и развлечениями - настроиться на самостоятельную работу не так-то просто.
Как организовать процесс обучения, что важно для дистанционных занятий, каким должно быть рабочее место, как совместить две школы и везде успеть? Об этом KP.UA поговорила с украинскими учителями.
Наталья Федоровна Венгрин, учительница математики Нововолынского лицея №7, репетитор:
- Чаще всего, когда речь заходит о дистанционном обучении, имеют в виду детей, которые учатся за границей в школах Польши, Германии, Чехии и параллельно еще тянут украинскую школу. Сразу оговорюсь: лично я против совмещения двух школ. О качестве образования и нагрузке на ребенка не веду даже речи. Считаю, это неправильно: двойная нагрузка. Ребенок приходит со школы уставший, а отдохнуть не может: на нем висят контрольные украинской школы.
В любом случае, учится ребенок очно или дистанционно, для того, чтобы учеба заходила, нужно, чтобы уроки были интересными.
Если урок будет скучным - параграф прочитать, контрольную написать, тест сделать, - ребенок найдет способ не научиться, а просто сдать. В том числе обмануть. И родители, и учителя, и дети - все понимают, что друг друга обманывают, но закрывают на это глаза. Так быть не должно.
При этом дело не в дистанционном обучении: дистанционное образование может быть даже более качественным, чем очное. Все зависит от организации обучения и настроя ребенка.
В любом случае важно оборудовать рабочее место. И это точно не телефон! Как минимум планшет, а лучше компьютер или ноутбук. И, конечно, необходимы элементарные навыки работы с техникой.
В телефоне можно посмотреть урок, но выполнить задания либо работать параллельно с учителем, писать на телефоне гораздо сложнее. Это точно не вариант, особенно если ребенок маленький.
Было бы прекрасно, если бы была возможность какие-то задачи или конспекты распечатать. Все электронное - это классно, но порой хочется подержать в руках книгу, написать что-то на бумаге, а не на экране.
Многое зависит от учителя, от предмета, от того, как он преподается - у каждого свои методики.
Есть платформы, на которых можно создавать интерактивные задания, закрепляя материал по любому предмету. Таким образом ребенку интереснее учиться, чем просто читать текст с экрана монитора.
Что касается уроков, просто о дистанционных лекциях, считаю, не может быть и речи. Даже нам, студентам, было скучно просто слушать лекции. Ребенок в школе или на уроке должен общаться, важна связь с учителем.
Как я работаю с детьми? Пишу что-то на доске, объясняю, дети мне диктуют то, что пишут. Мы разбираем примеры, уравнения, задачи. Важна коммуникация.
Кто-то заставляет включать камеру - мне не нужно видеть лицо. Возможно, если это литература или история, учителю удобнее смотреть ребенку в глаза. Мне важно, чтобы он мог писать, слышать, видеть экран и комментировать то, что мы делаем. Так я понимаю, усваивает ребенок материал или нет.
Еще одна проблема заключается в том, что мало кто из детей за границей может учиться дистанционно: учеба проходит в первой половине дня и в Европе, и в Украине.
Так или иначе, нагрузка ложится на плечи родителей, если они хотят совмещать две школы. Как выход - искать частные варианты, репетиторов. Понятно, что это очень дорого, и позволить себе смогут не все.
Также стоит обратить внимание на хорошие школы с дистанционным и семейным обучением, где не обязательно просиживать по 5-6 уроков в день. Можно пройти 5 уроков в неделю - и изучить все необходимое.
По большому счету, школьная программа рассчитана на хождение в школу, социализацию - ее можно оптимизировать. Тот же материал по математике, который мы изучаем круглый год, можно выучить за полгода. Растягивать обучение, если ребенок учится дистанционно, точно не нужно. Все можно сделать быстрее и проще.
Поэтому экстернат – вариант. Однако в этом случае родителям придется брать ответственность на себя, заниматься с ребенком самостоятельно, возможно, платить репетиторам.
Гораздо проще, если ребенок дисциплинирован и умеет планировать свое время. Кстати, эта особенность не связана с возрастом. У меня есть примеры, когда учащийся 5-го и 6-го класса справляется с задачами лучше, чем ученик 9-го и 10-го классов. Это связано не с возрастом, а с внутренней дисциплиной, расписанием, режимом и пр.
И еще один важный момент. Не нужно стремиться к совершенству, стараться выучить все на “12”. Нет такой необходимости. Важно ознакомиться с материалом, пройти программу, где надо - углубиться.
Мы, взрослые, прекрасно понимаем: то, что учили в школе по большей части уже забыто и, откровенно говоря, оказалось не нужно. Обучение в школе, помимо выбора будущей профессии, нужно для общего развития. Поэтому лучше оставить идею успеть все и везде.
При этом, повторюсь, тянуть две школы сложно. Только от усталости ребенок будет сопротивляться обучению. В итоге, велик риск, что не будет толку ни тут, ни там.
Пауль Францович Пшеничка, учитель физики и астрономии, Черновцы, городской лицей №1, учитель-методист:
- Дистанционное обучение – это не так просто. Сначала сторона техническая. Хотя бы планшет или ноутбук у ребенка должен быть. Кроме того, необходим стабильный интернет и хороший доступ к нему.
Сложнее, если в семье двое-трое детей, а взрослые вынуждены работать дистанционно. Как поделить один компьютер на всех?
Можно, конечно, работать с мобильного телефона, но он очень быстро разряжается, зрение портится.
Лучший вариант – стационарный компьютер или ноутбук с большим экраном, если есть такая возможность. Родители должны помочь детям организовать рабочее место. Что касается нюансов подготовки именно к физике, тут мало что отличается от других предметов.
Кроме того, у ребенка должна быть мотивация учиться, иначе он начнет обманывать. Чтобы этого не происходило, нужен какой-то контроль. Часто дети включают зум без камеры, мотивируя это слабым интернетом. Порой это правда, но если ребенок обманывает, не хочет учиться - это беда.
Если есть мотивация, ребенок будет получать знания при любых обстоятельствах. В интернете можно найти интересные лекции, есть украинская школа-онлайн. При желании можно учиться везде и всегда! Тем более, если ребенок знает английский. Кто хочет - имеет все возможности, над остальным нужен контроль - родитель, куратор, репетитор.
Еще один вопрос - как совмещать обучение в двух школах? Это трудно. Если ребенок находится в Европе, разница с Украиной во времени всего один час. И там, и тут уроки идут утром. Что прикажете делать? А если ребенок в Америке? Ночью работать?
Поэтому большинство родителей выбирают экстернат. Многие переходят на семейную форму обучения. Для таких детей есть отдельная страница в журнале. Учителя посылают им задачи, они их систематически выполняют.
Многое сделано для того, чтобы дети могли учиться, не потеряли украинский мир. Однако немало родителей стали отказываться от украинской школы: не выдерживают слишком большой нагрузки.
В наших школах действительно много задают. Зачастую дети сидят за уроками до часу ночи, даже если учатся только в одной, украинской, школе. Это неправильно.
Сегодня многие дети не воспринимают материал на слух. Если у родителей есть возможность, важно нанять репетитора, работать индивидуально. Учительница взаимодействует с ребенком, он под наблюдением делает задачку за задачкой, изучает новый материал, повторяет старый.
К сожалению, довольно часто явление, когда дети что есть на уроке, что их нет. Они учатся в школе социализации, Бог весть чему еще, но не приобретают знания. Почему так? Многим не хватает концентрации внимания - ее нужно развивать. От концентрации внимания зависит, будет ли ребенок учиться академически или нет.
Если родители следят за ребенком, ситуация с учебой не будет плачевной. Например, мама делает что-то на кухне - ребенок должен сидеть рядом и работать. Мама иногда проверяет, чем он занимается, не переключился ли на игры, Тик-Ток и так далее.
Если у родителей есть на это средства, полезно нанять репетиторов.
Не менее важно учить ребенка преодолевать препятствия.
На Западе этому учат с детского сада. И концентрация внимания, и умение преодолевать трудности - все это очень важно для успешного обучения.
Еще один важный момент, особенно при дистанционном обучении, - нельзя долго сидеть на одном месте. Ребенок устал сидеть - пусть стоит. Есть специальные столы, высоту которых можно регулировать. Важно двигаться. Хорошо, если ребенок ходит на спортивную секцию, на танцы, куда угодно, где есть движение. Если нет возможности водить ребенка на кружки, занимайтесь с ним дома.
Включите японский канал и посмотрите, как родители занимаются с детьми. В Японии родители прикладывают колоссальные усилия для обучения ребенка. Все потому, что там очень сложно попасть в хорошую школу. Не всегда это удается - приходится брать все в свои руки. Хороший пример для подражания.
Александра Владимировна Демкура. Учитель младших классов, директор школы в Гусятине, Тернопольская область:
- Есть дистанционная, семейная и экстернатная форма получения образования. Она утверждается на совете школы и зависит от ситуации в регионе. Наша школа будет работать в режиме офлайн. Тем не менее, дистанционная форма получения образования в нашем учебном заведении отлажена уже не первый год. Согласно приказу Министерства образования, наша школа оказывала такую услугу еще до войны.
Проблем с дистанционным обучением у нас нет - все учащиеся и работники зарегистрированы на платформе Classroom. У всех есть свои кабинеты, каждый ребенок имеет пароль. Заходит в кабинет - видит свои задачи, выполняет задания и получает оценки.
Если говорить о дистанционном обучении во время войны, которое выбирают многие дети, находящиеся за пределами Украины, в том числе на других континентах, - это немного другая форма работы.
Не все имеют возможность заходить синхронно, в одно и то же время, когда у нас проходят уроки. С такими ребятами мы работаем асинхронно (оставляем задания, которые они выполняют самостоятельно).
Это, конечно, дополнительная нагрузка на учителей: они должны сбрасывать детям работы, проверять, контактировать, консультировать.
Что касается того, как заинтересовать ребенка, у нас такой проблемы не возникает. Наверное, наши дети очень повзрослели из-за войны. Если ребенок учится где-то в учебном заведении за границей, но хочет одновременно получать образование в Украине, он подходит к этому достаточно ответственно.
Каждый ребенок составляет график работы, чтобы иметь возможность тянуть две школы. Какой-либо необходимости их заинтересовывать со стороны педагогического коллектива не возникает. Возможно, такая проблема возникает у родителей этих ребят - тут нужно спрашивать у них.
Если ребенок долгое время не сдает какие-то работы, мы спрашиваем о причинах. Министерство образования разрешило таким детям продлевать сроки сдачи заданий.
Мы понимаем, что дистанционное обучение - дополнительная нагрузка на семьи, которые уехали, и входим в их положение.
Но в целом эта работа отлажена, проблем с онлайн-обучением у нас нет.