Карантин карантином, а уроки по расписанию. Не хочешь по интернету, вот тебе по телевизору "Всеукраинская школа онлайн". Без жалоб и нареканий (со стороны детей, родителей и педагогов), конечно, не обходится. Например,внимательные родители, смотревшие уроки вместе с детьми, заметили как учительница математики для 5-го класса допустила ошибку в расчете, и тут же пошли в Фейсбук возмущаться: мол, пресловутое качество образования и в телевизоре хромает. Буквально через пару дней, в присутствии Елены Зеленской, во время тв-урока учитель переселил белого медведя в Антарктиду.
Но и без "Всеукраинской школы онлайн" трудностей хватает. Учителя, которые оказались один на один с новыми реалиями, жалуются, что нагрузка лишь возросла, признают, что этот карантин обнажил немало проблем. Дети скучают по шумным переменам и общению со сверстниками. Но это и неудивительно: новое никогда не бывало гладко. А опытные учителя уверены - нет худа без добра.
Павел Виктор, учитель-легенда из Одессы, онлайн-уроки практикует давно. Павла Виктора знают далеко за пределами Украины благодаря его блогу - учитель записывает уроки и выкладывает их на
Наш звонок застал Павла Андреевича на уроке – его класс как раз делал самостоятельную работу, поэтому педагог выделил время, чтобы рассказать, как работается в новых реалиях, пока ученики заняты заданиями.
- Честно сказать, уроков государственной онлайн-школы я не видел, у меня самого уроки онлайн в то время, когда проходят уроки по телевизору, поэтому не могу о них судить, - рассказывает педагог. - Ришельевский лицей, в котором я работаю, давно занимается дистанционным образованием. И эта система у нас работает сравнительно давно, по крайней мере я свои уроки выкладываю уже 6-й год, это достаточный опыт, поэтому резкого осложнения ситуации мы с коллегами не почувствовали. Хотя, признаюсь, первую неделю было очень трудно проводить уроки из дома.
Павел Андреевич говорит: окажись бы он на месте коллег, которые сегодня учат всю страну по телевизору, чувствовал бы себя не в своей тарелке.
- Если бы я был на их месте, мне было бы сложнее. Я записываю свои уроки живьем, это просто урок, никакого монтажа нет. Я в них могу допускать ошибки, меня дети исправляют, они выходят к доске. Очень многие люди старшего возраста, которые смотрят видео на Youtube, пишут, что мои уроки словно вернули их в детство, потому что все так, словно и зрители за партами, - говорит учитель. - Мне было бы не так просто проводить уроки без детей, они у меня страховка - они не дают ошибиться, реагируют на какие-то трудные места, я вижу, что у них какой-то момент идет не очень легко, поэтому я повторяю, дополнительно разъясняю. Живые уроки всегда лучше, чем уроки в пустом классе. Сейчас начался карантин, и мне пришлось записать несколько лабораторных работ самому, и это намного труднее, чем если бы в классе были дети.
Единственное, о чем жалеет Павел Виктор, - во время карантина стало еще больше учительской "писанины", а уроки-онлайн для класса не так уже и сложно проводить.
- Я пользуюсь программой Zoom, вот сейчас у меня перед лицом монитор и на нем весь мой класс. Они сейчас конспектируют один из моих уроков по физике, я вижу, что они заняты. После того как они заканчивают работу, они показывают задание, и разницы между тем, что было бы в кабинете, и тем, что сейчас они находятся дома, никакой. Контрольные тоже есть возможность проводить онлайн. Камеры включены, вывешиваю задание у детей на экранах, я вижу, как дети работают, в конце урока они, не выключая камеру, фотографируют свою работу и присылают ее мне в Viber. Я ее читаю, ставлю оценки. Занятия идут в том же темпе, если бы карантина не было. Наверное, самое неприятное, что вызвало переход на карантин, - увеличилось количество бумажной работы, - признается педагог.
|
Павел Андреевич говорит: карантин пойдет на пользу и системе образования страны, и учителям.
- Я абсолютно уверен, что за дистанционным обучением будущее. В книге у Александра Никонова "Апгрейд обезьяны" высказана очень хорошая мысль: когда человечеству становится трудно, оно наиболее быстро продвигается вперед. Сейчас как раз такой период - мы очень многое узнаем, очень многому учимся, я чувствую это на себе! Я за эти две недели узнал необычайно много интересных, полезных вещей, связанных с интернетом, программным обеспечением и дистанционным образованием, - рассказал "КП" в Украине" Павел Виктор.
Но тут ученики начали заканчивать задания и показывать их учителю через камеры, пришлось прощаться -
Еще одного учителя-легенду украинской школы Пауля Пшеничку, который преподает в Черновцах физику и астрономию, мы застали… в Карпатах. Педагог говорит: дистанционка хороша тем, что работать можно из любой точки, главное, чтобы был хороший интернет.
- Я работаю сейчас, как и все, удаленно. Единственная проблема – я сейчас отрезан от города, и нужно было очень срочно протянуть и настроить интернет, поэтому вопросы были чисто технические. А к работе онлайн я давно привык, уже много лет так преподаю, у меня есть ученики даже за границей. Для преподавания хорошо подходит платформа Zoom. Но даже и в Viber можно работать. Я задействовал обе платформы, кроме того, пользуюсь инструментами Microsoft, все, что только есть под рукой, - рассказывает "КП" в Украине" Пшеничка.
Учителей, которые ведут уроки по ТВ, победитель Global Teacher Prize Ukraine-2017 поддерживает, хоть все равно считает, что работать с помощью Zoom лучше в первую очередь для самих учеников.
- Уроки школы по телевизору я не видел, отзывы о них слышал только положительные. Но я считаю, что от учебы по телевизору большой эффективности не будет – это просто видео, ребенку все-таки нужно на уроке работать с учителем, получать обратную связь: чтобы ребенок мог спросить, если непонятно, и получить ответ. И коллегам, которые преподают в ТВ-школе, непросто, намного легче, когда ты в классе, видишь людей. Когда идут съемки, было бы хорошо, чтобы аудитория была, и тогда проще преподавать. А то ведешь уроки перед камерой – словно говоришь в пустоту, - рассуждает педагог. - Сейчас со своими учениками я очень много общаюсь, и это ничем не отличается от работы в классе, разве что на меня, как на учителя, нагрузка увеличилась раза в три. Онлайн не упрощает, а делает сложнее – нужно к таким урокам готовиться в разы сильнее, чем к обычным.
|
Пауль Францевич рассказывает: дети уже соскучились по школе, поэтому на дистанционных уроках работают с удовольствием.
- Учителям я советую сейчас больше поставить на общение, а не на менторство, тогда дети сами работают и хотят работать. У них много времени появилось, и то, что я наблюдаю в своих классах, мне очень нравится – они начали работать самостоятельно, стараются. Вижу, что дети себя намного свободнее чувствуют, они дома, расслаблены, они не привязаны к парте, если хотят чая - пусть пьют чай. Чувствую, что общение в таком формате стало более комфортным. Я не увидел, что дети злоупотребляют домашним форматом обучения. Ни за кем не замечал, чтобы на уроке кто-то играл или занимался чем-то своим. Мне кажется, что в школе они играли больше, чем дома, - улыбается Пауль Францевич. – Я увидел, что у многих коллег звучат тревожные вопросы о внимании детей, но это, наверное, мини-паранойя, и нужно вынести это за скобки.
Пауль Пшеничка, как и его коллега из Одессы, уверен, что такой долгий карантин из-за коронавируса станет хорошей проверкой для нашей системы образования и вскроет проблемы, которые долго игнорировались, и это может стать хорошим толчком к развитию и изменениям.
- Проблема в Украине очень большая. Я знаю, что в Австрии, да и в других странах система работы в школе онлайн идет на постоянной основе, независимо от того, есть карантин или нет. Поэтому как только объявили карантин, там легко перешли на свои площадки. В Австрии, например, свои площадки и системы для онлайн-обучения есть практически у каждой школы, поэтому они перешли туда так плавно, что не было чувства, что что-то изменилось. У нас другая проблема. Выяснилось, что у очень многих детей дома нет видеокамер, и они их сейчас не могут их купить. Работать с мобильного не так удобно, как с компьютера, поэтому у детей возникают проблемы технического характера. В любом случае мои классы работают практически в полном составе. А как сельским школам? Там просто нет хорошего интернета, у меня вот тоже сейчас слабенький. Фактически сейчас ужасное неравенство между городскими и сельскими школьниками.
Система управления МОН не хочет работать: фактически они ничего не делали, и то, что есть сейчас – это инициатива учителей. Они сами разбираются в площадках, ищут способы преподавания. А это должно было бы быть централизовано, министерство должно было обеспечить учителей нормальной связью, техникой, да и детей тоже. Командовать "пойди туда, не зная куда", как в сказке, очень легко, а нужно было готовиться и к такому сценарию. Думаю, благодаря карантину процесс понимания, что нужно работать в этом направлении, уже запущен.
Система управления у нас плохая из-за постоянного недофинансирования. Приходится заморачиваться проблемами, которых и вовсе не должно быть. Вы только посмотрите, сколько лишних бумаг - у учителей просто нет времени работать, они стали писарями. И это касается не только средней, но и высшей школы – это катастрофа.
Кризис всегда идет на пользу, думаю, мы станем крепче. А для того, чтобы чиновники работали, ими нужно управлять. Должно быть четкое понимание ситуации. У нас такая ментальность, что человек, который становится начальником, не понимает, что должен обеспечивать сотрудников условиями работы, а думает, что пришел царствовать. Самое слабое звено – это управленцы, а учителя на местах работают добросовестно, благодаря карантину и родители начали понимать, зачем нужна школа, - уверен Пауль Пшеничка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Елена Зеленская рассказала, с кем из министров школьники смогут виртуально посидеть за одной партой
Глава МИД Дмитрий Кулеба стал учеником во "Всеукраинской школе онлайн". Но хотел сбежать с урока.