Значительная часть выпускников школ на оккупированных территориях в этом году попробует поступить в украинские вузы. В оккупации об этом громко не говорят и мало с кем делятся подобными планами, а поступательно работают в этом направлении. И это большой плюс для Украины: после освобождения этих территорий жители с местной пропиской и с украинским образованием будут здесь на вес золота.
Пока же будущим абитуриентам и их родителям приходится решать массу проблем, которых не было бы, если бы не война. Если вопросы онлайн-обучения и регистрации на национальный мультипредметный тест закрываются достаточно быстро, спасибо технологиям, то с другим – проблемы.
- Мы столкнулись, в первую очередь, с тем, что у сына есть трудности с украинским языком. Он спокойно читает и переводит, но разговаривать, вести развернутый диалог ему трудно – сказывается отсутствие разговорной практики. Мы иногда общаемся дома на украинском, но я вижу, что ему трудно, да и он побаивается – стены тонкие, соседи нас не очень любят, мало ли что… - поделилась жительница Донецка Антонина.
По словам дончанки, ее сын учился одновременно в двух школах: местной и на территории Украины, где был класс с онлайн-обучением.
- В донецких школах сейчас тоже дистант, так что учеба такая, поверхностная, особо много не задают. Сын спокойно делает задания и тут, и там. Развернуться и уйти из донецкой школы мы хотели, но тогда появилось бы очень много вопросов. Например, те, кто уехал в Россию, должны были прислать справки, что они там учатся в школах или колледжах. За всеми тут следят довольно пристально, особенно за молодыми людьми, - отмечает жительница Донецка.
Разница учебных программ на подконтрольных и оккупированных территориях довольно ощутимая, даже если пока не брать во внимание историю (период новейшей истории, который проходят в 11-м классе, трактуется, понятно, по-разному). Украинская программа чуть сложнее, но российская – более запутана и не систематизирована. С математикой нелады у многих учеников, которых тут называют высокопарно «обучающиеся». Сын Антонины рассказал, что уроков как таковых не проводится – преподаватели просто сбрасывают на почту или в мессенджеры задания: прочитать параграф, решить задачу.
- Поскольку экзамены отменили, мы писали итоговые проверочные работы. Нам прислали задания, дали час или полтора, мы дружно списали все из «Гугла» и отправили на проверку. А кто бы поступил иначе? – резонно задался вопросом молодой человек.
Что касается поступления в вуз, то парень рассматривает несколько вариантов: поступать после НМТ как выпускник украинской школы или как житель временно оккупированной территории по так называемой квоте-2.
- Мы не нашли конкретного закона или документа о том, как должны поступать в вузы абитуриенты из оккупации. Пока только известно, что будет онлайн-собеседование и надо через три месяца после поступления приехать заключить договор с вузом. Но мы не знаем, что у нас будет завтра – а уж что через месяц или три, и говорить не приходится. Пока зарегистрировались на мультитест, местом прохождения указали другую страну, куда есть шанс выехать. Насчет местных вузов мы пока не думали, но в Донецке проблем с набором нет: абитуриентов мало, поступить может любой и без экзаменов. Если вдруг случится ситуация, что будут проверять – ну, поступим на какую-нибудь «психологию» или «социальную педагогику».
С вузом молодой дончанин еще не определился, но хочет связать свою жизнь с гуманитарными науками.
Другая выпускница этого года - Евгения из Луганска – также проходит пробные тесты НМТ и прикидывает шансы на поступление в украинский вуз на специальность «Журналистика», но видит себя и переводчиком, и социальным психологом.
- У меня трудности с украинским языком, я не владею им в той мере, которая необходима, чтобы общаться на профессиональные темы. Сейчас я разговариваю по Скайпу с украиноязычными ребятами, они на волонтерских началах подтягивают мне уровень. А ведь я до четвертого класса ходила в школу с украинским языком обучения, пока нас не заставили перейти на русский. И вот за семь лет уже мне трудно говорить на украинском, а ведь я читаю и разговариваю на нем. Другим людям, которые уже напрочь забыли язык, понятно, еще сложнее, – сокрушается Евгения.
И сразу вспоминает, как в 2014 году пророссийские активисты требовали запретить украинский, поскольку, дескать, пожилым людям трудно прочитать инструкцию к лекарствам на украинском. А старики просили привезти «из Украины» им лекарства, и прекрасно понимали и инструкцию, и состав, и дозу приема.
Родители Евгении пока не знают, что будут делать, если дочь поступит в украинский вуз. Понятно, что надо будет выезжать, но как, куда и главное – за какие деньги?
- Пока стараемся не думать, возможно, будет какое-то онлайн-обучения хотя бы у первого курса или у таких детей, кто живет на неподконтрольных территориях… Я не представляю, как отправлять дочку саму куда-то в такой ситуации, как сейчас в воюющей стране. То есть ехать надо с ней как минимум одному родителю. Добираться придется через Россию и Европу, на двоих это будет 600-700 долларов. Только доехать до места расположения вуза! Я уже молчу о том, что нам устроят на кордоне российские пограничники… Затем надо будет добиться общежития, если дадут, либо снимать квартиру – это как минимум 200 долларов в месяц, хотя, скорее всего, больше. Надо на что-то жить, одеваться и обуваться, а 4000 гривен переселенческих выплат эти потребности не закроют. Хорошо, если сразу мне найдется работа, а если нет? Вы не представляете, как это страшно все считать и понимать, что нам будет очень трудно! – говорит мама девочки Любовь. – Но хочется же, чтобы ребенок получил нормальное образование!
Донецкие и луганские дети надеются, что им удастся преодолеть все преграды и поступить в желаемый вуз в Украине. Но в глубине души мечтают о том, что вдруг не придется никуда уезжать – «приемная комиссия» в виде ВСУ сделает возможным получение украинского высшего образования в их родных городах.