Дискуссия о том, оставлять ли в столице музей Михаила Булгакова, длится уже около месяца и совсем не хочет стихать. А перед этим перекрещивали копья о том, нужен ли Булгаков в школьной программе. Ожесточенное сражение между теми, кто называет писателя «певцом Киева», и теми, кто доказывает цитатами из его же произведений булгаковскую украинофобию, идет в соцсетях, в офисах и даже за семейными ужинами.
Вот хочется спросить: вам что - на Михаиле Афанасьевиче мир клином сошелся? Нет, мы не будем приобщаться к вышеупомянутой дискуссии и становиться на чью-либо сторону. Предлагаем вам подборку произведений украинских писателей, которые тоже с любовью описывали Киев как на украинском, так и на русском языках. О том, старом Киеве XIX века, начале и середины ХХ и вплоть до 1984 года.
Иван Нечуй-Левицкий
Знання, 2016. Год написания – 1871 год.
Наша первая ассоциация с Нечуем-Левицким – «Кайдашева семья»: село, смешные персонажи. Собственно, для большинства из нас писатель так и остался «сельским». На самом деле прожил Нечуй-Левицкий в Киеве около 50 лет, похоронен на Байковом кладбище, а в его литературном наследии разножанровые произведения: комедии, драмы, исторические и этнографические произведения.
«Хмари» – одно из ранних произведений писателя. Главные герои – студенты и профессора Киевской духовной академии, их быт, обычаи, повседневная жизнь. Здесь с любовью выписаны виды Киева, интересные персонажи, богатый язык, интересные сведения по истории. Но одна из основных тем повести – это то, как в Украине усиливают национальные притеснения, пытаясь уничтожить украинскую нацию и культуру, насаждая всюду русификацию (как видим, их методы не меняются столетиями).
Цитата о Киеве:
«Перед ними за Дніпром з'явилась чарівнича, невимовне чудова панорама Києва. На високих горах скрізь стояли церкви, дзвіниці, неначе свічі палали проти ясного сонця золотими верхами. Саме проти їх стояла лавра, обведена білими високими мурованими стінами та будинками, й лисніла золотими верхами й хрестами, наче букет золотих квіток... А там далі, на північ, на високому шпилі стояла церква св. Андрія, вирізуючись всіма лініями на синьому небі: коло неї Михайлівське, Софія, Десятинна. Поділ, вганяючись рогом в Дніпро, неначе плавав на синій, прозорій воді з своїми церквами й будинками».
Валерьян Пидмогильный
Навчальна книга. Богдан, 2020. Год написания – 1928 год.
Один из представителей «Расстрелянного возрождения» Валерьян Пидмогильный написал первый урбанистический роман в украинской литературе. Традиционные социальные или селянские вопросы здесь были заменены философскими проблемами бытия, показаны столкновения мировоззрений, выведены новые герои. «Місто» – современный роман о новых временах, несколько напоминающий «Милого друга» Ги де Мопассана и «Мартина Идена» Джека Лондона.
Это история сельского парня Степана Радченко, который в начале 20-х начинает новую жизнь в Киеве и мечтает о карьере писателя. А большой город и из-за любви, и из-за грязи, и из-за побед, а часто и из-за измен ломает его натуру. Студенческий мир, мир городской богемы и мещан, игровые залы и издательства – все показано глазами главного героя.
Цитата о Киеве:
«Що ближче до Києва, рух на річці більшав. Спереду лежав пляж — піщаний острів серед Дніпра, де три моторки невгамовно перевозили з пристані купальників. Місто спливало згори до цього берега. З вулиці Революції широкими сходами до Дніпра котилась барвиста хвиля юнаків, дівчат, жінок, чоловіків — біло-рожевий потік рухливих тіл, що передчували насолоду сонця й води».
Владимир Киселев
Факт, 2007. Год написания – 1966 год.
Главная героиня повести – 13-летняя школьница Оля, которая пишет стихи и мечтает стать химиком и создать птицелет с движущимися крыльями. Как и все подростки, девочка испытывает и школьные проблемы, и непростые отношения с родными и сверстниками. А еще – это щемящая история о дружбе со второгодником, которого в классе не воспринимали как своего.
Повесть вышла на русском языке, Владимир Киселев использовал в ней стихи своего сына, талантливого киевского поэта Леонида Киселева. Повесть написана больше для подростков, но и у взрослых киевлян, особенно тех, кому за 50, вызовет изрядную ностальгию по давно потерянному Киеву.
Цитата о Киеве:
«Я часто представляю себя как над нашим огородом, над куполами Софии, над Днепром, над Мариинским парком и памятником Вечной Славы летают, медленно взмахивая крыльями, огромные птицы. Вот одна из них плавно опустилась на асфальтовую площадь между Пионерским и Мариинским парком, и стало видно, что это не птица, а огромная машина – птицелет».
Анатолий Димаров
Фолио, 2022. Год написания – 1988 год.
Произведения Анатолия Димарова всегда отличались тем, что в центре был человек и разнообразие его отношений с окружающим миром и другими людьми. Мы знаем Димарова и по большим романам, к примеру, « И будут люди », и по небольшим рассказам, сплетающимся в подборки – о семейной жизни, об обычных радостях и страданиях - "Сельские истории", "Местечковые истории". Как и предыдущие две, «Городские истории» состоят и из комических ситуаций, и из драм, даже фантастических рассказов, но в основном речь идет о моральной стороне человека, о добре и милосердии, о том, как иногда человек перестает быть человеком, превращаясь в эгоиста, ослепленного жаждой «вещизма» Но при этом автор воздерживается от осуждения, побуждая читателя самому делать выводы.
Цитата о Киеве:
«І щонеділі обов’язково водив її в невелике кафе на Хрещатику. В найбільшу спеку тут завжди стояла прохолода, в металеві вазочки накладались різнокольорові кульки: полуничне, апельсинове, шоколадне, пломбір».
Олесь Ильченко
Комора, 2019. Год написания – 2009.
Детективный роман о загадке Киева начала ХХ века, разгадку которой ищут современные подростки. Интрига закручивается вокруг самого известного киевского архитектора Владислава Городецкого и его знаменитого «дома с химерами» на улице Банковой, 10. Откуда взялись эти мистические творения в воображении зодчего и какие тайны и опасности они скрывают? Вместе еще с двумя зданиями – дома с головой горгульи (Большая Житомирская, 8) и дома с котами (Гоголевская, 23) – дом с химерами образует мистический треугольник.
Удачное сочетание документалистики с детективной прозой позволяет нам побывать в старом Киеве, на строительстве Николаевского костела (трагедии с ним случались еще на этапе возведения), полетать на аэроплане вместе с Игорем Сикорским, узнать больше о жизни выдающегося архитектора и выяснить, какая опасность до сих пор поджидает Киев.
Цитата о Киеве:
«… вдивлявся в київський краєвид у бік нової розкішної Миколаївської вулиці, де стояв феєричний, зі скляним куполом, Гіпо-палац Крутикова – цирк і водночас чудова зала для концертів і виступів, спрямував погляд до театру «Аполло» на Мерингівській вулиці, а потім – далі, через Думську площу до напрочуд гармонійних золотих бань Софійського монастиря».
Марина Гримич
Нора-друк, 2019. Год написания – 2019.
Послевоенный Киев. Клавка – 26-летняя секретарша в Союзе писателей Украины, почти не имея личной жизни, глубоко погружена в жизнь литераторов. Сталкивается и с тем, как творческие люди по требованию партии не только подвергают коллег и бывших друзей сокрушительной критике, но и предают друг друга, не гнушаются доносами, чтобы самим остаться на плаву. Но из полной преданности делу Клавку вырывает любовный треугольник – ему нужно выбрать между молодым и красивым писателем и высокопоставленным сотрудником ЦК КП(б)У.
Двойной бонус – не только о жизни центра послевоенного Киева с Евбазом, коммунальными квартирами и РОЛИТОМ, но и украинской литературной жизни 40-х годов. Андрей Малышко, Максим Рыльский, Юрий Яновский и другие известные писатели и поэты хотя и появляются в эпизодах, но все же показывают полную картину того, что происходило в литературном украинском круге того времени. Главное событие – Пленум 1947 года, на котором разгромили украинскую литературу и осквернили имена Рыльского и Яновского.
Цитата о Киеве:
«Євбаз кипів, як густий борщ у каструлі. Прогулянка по ньому заміняла Клавці денний кіносеанс. Окрім необхідних у щоденному побуті речей, тут продавали багато «буржуазного непотребу». Ох, як вона любила ці витребеньки, які ніколи не згодяться в господарстві справжнього будівника соціалізму! Вона починала огляд базарних рядів з кінця і човгала своїми зношеними черевиками аж до їх початку. Не вона сунула вздовж нерівних, хаотично вилаштуваних рядів — це вони перед нею рухалися безкінечним різнобарвним конвеєром».
И все же главное даже не сюжет, а подробные описания улочек микрорайона, местных кафешек, ресторанов, история села Очереты, на месте которого сейчас жилмассив. А еще – строительство одного из красивейших киевских парков – даже партийным деятелям, несмотря на массу усилий и колоссальных материальных трат, не удалось преодолеть природу и возвести здесь очередной универмаг.
Цитата о Киеве:
«Левый берег – пасынок истории. На левом под теплым солнцем цвели заливные луга, пахли смолой и земляникой сосновые леса, жирели кулики на болотах и только кое-где появились по дорогам небольшие деревни с названиями, подсказанными их обитателям местной флорой: Осокорки, Вишняки, Марта.