В этом году в результате войны украинским выпускникам вместо традиционного ВНО пришлось сдавать национальный мультипредметный тест (НМТ) по трем предметам: украинскому языку, математике и истории Украины.
Война не помешала украинским детям продемонстрировать высокий уровень знаний и сдать экзамены на отлично.
София Мельник многое решала тестов с прошлых лет ВНО, а также все демонстрационные варианты НМТ. Фото: личный архив Софии Мельник
Выпускница Тернопольской украинской гимназии им. И. Франко Софья Мельник сдала экзамен на максимально возможные 600 баллов по трем предметам.
София обожает филологию, поэтому с тестом по украинскому языку справилась уверенно. С математикой было гораздо сложнее, но девушка все же смогла добиться наивысшего результата. Удалось это именно благодаря упорному ежедневному труду – София добросовестно готовилась к тестированию.
– Вообще, я очень люблю учиться, и эти предметы мне тоже нравятся. Поэтому тест стремилась написать как можно лучше, но на такие результаты не надеялась. Я училась настойчиво все годы, но к ВНО/НМТ готовилась целенаправленно с репетиторами уже в 11-м классе. Кроме дополнительных занятий, также самостоятельно работала дома. Преимущественно это был один предмет в день, около 2-3 часов, – говорит отличница. - Не могу сказать, что тест был очень сложным, однако прилагать усилия все же нужно. Больше всего переживала по поводу шкалы перевода тестовых баллов в 200, потому что каждая ошибка очень снижала оценку.
Что касается лайфхаков, то София нашла для себя один: она очень много решала тестов с прошлых лет ВНО, а также все демонстрационные варианты НМТ. Так что фактически натренировалась хорошо решать именно тестовые задания.
- По моему мнению, чтобы максимально успешно сдать тест, нужно упорно работать. Это не должны быть перегрузки или сонные ночи, а систематическое изучение или повторение какой-то темы, - говорит выпускница Тернопольской гимназии.
В подготовке помогли видео, книги и собственная методика: конспекты по лекциям, где были коротко записаны какие-то интересные моменты.
София Мельник также хорошо владеет английским, французским и польским языками. Французский изучала в школе, английский в школе и с репетитором, польский только с репетитором. Поэтому и дальше будет развиваться в этом направлении.
– Хочу связать свою жизнь с филологией. Хотела бы учить иностранный язык, чтобы стать переводчиком. Это моя мечта с детства. Считаю, что языки дают новые возможности для путешествий, коммуникации, знакомств и саморазвития, – добавила наша собеседница. – Я уже выставила приоритеты по поступлению в вузы: первый – Львовский национальный университет имени Ивана Франко, второй – Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка.
Текущий тест Валерия Сивак не считает сложным, ведь задачи были легче, чем на ВНО. Фото: личный архив Валерии Сивак
Максимального результата на НМТ удалось добиться и другой выпускнице Тернопольской украинской гимназии им. И. Франко – Валерии Сивак.
- Прежде всего, успех на НМТ был результатом совместного упорного труда вместе с моими учителями. Я сдавала НМТ по трем предметам: украинскому языку, математике и истории Украины. А до войны готовилась к ВНО по четырем предметам: украинскому языку и литературе, математике (профильный уровень, ведь училась в математическом классе), истории Украины и английскому языку, - говорит Валерия Сивак.
Девушка еще в начальной школе выделялась на фоне других тем, что всегда хотела участвовать в различных литературных конкурсах.
– Я обрадовалась, когда моя учительница украинского языка предложила мне написать сочинение на конкурс имени Тараса Шевченко. Так начался длинный тернистый путь олимпиад разных уровней: от победы на гимназическом до призовых мест на Всеукраинском. И именно педколлектив гимназии - это та семья, которой я чрезвычайно благодарна за то, кем я стала и сколько опыта приобрела, - говорит девушка.
А математика всегда была для нее «точным» хобби, поэтому она никогда не жалела, что училась именно в математическом классе.
– Здесь я научилась требовать от себя большего, искать ответы и другие способы решения проблемы, – продолжает Валерия Сивак. – В историю Украины я буквально влюбилась год назад. Иногда жалею, что не чувствовала всей важности этого предмета раньше. Хотя и НМТ уже сдано, я продолжаю углубляться в изучение истории как своей Родины, так и других стран.
К математике и украинскому языку Валерия готовилась самостоятельно, а по истории Украины вместе с репетитором, ведь чувствовала, что ей нужна помощь, чтобы систематизировать весь необходимый материал.
⁃ Сначала дополнительные уроки по истории Украины были два раза в неделю по 1-1,5 часа. За два месяца до НМТ – уже три раза в неделю. Процесс подготовки к ВНО начался еще задолго до 11-го класса: на уроках математики мы часто решали задачи и примеры прошлых лет, а по украинскому языку - писали эссе и самостоятельные работы в форме тестов. Мы постепенно привыкали к разным типам задач, которые будут на ВНО, - говорит выпускница. - Мой процесс подготовки теста по украинскому языку и математике не был систематичным, у меня не было четкого плана, сколько задач или тем должна пройти за день, сколько часов отсидеть над задачами. Все зависело от самочувствия и желания: каждый день я выбирала, сколько времени готова сегодня выделить на повторение. Иногда, бывало, решала полночи (люблю учиться, когда темно за окном) квадратные уравнения или проходила три раза тему «Украинская революция» на сайте с заданиями ВНО прошлых лет.
Как только девушка чувствовала, что мозг «закипает» от полученной информации, - делала паузу, ведь от перегрузки результат лучше не станет.
- В этом году тест не считаю сложным, ведь задачи были легче, чем на ВНО. По моему мнению, НМТ – это «экспресс»-тест, ведь по математике не было задач с параметром, по украинскому языку – собственного высказывания, из истории Украины оставили только задания от Первой мировой войны до настоящего времени, – говорит отличница.
Любимым способом самостоятельной подготовки у Валерии были тесты, карточки (на одной стороне год, на другой – событие), исторические подкасты с картами, портретами и фотографиями, ведь так легче визуализировать то, что нужно запомнить. А величайшим секретом является то, что ей действительно нравится процесс обучения. Не только для теста, но и для себя.
- Выпускникам, которые в следующем году будут сдавать тест, советую найти собственный удобный темп обучения, впитывать информацию из всех возможных источников: от учителей в школе, от репетиторов, подкастов или ютуб-лекций. Пройдите несколько раз задачи прошлых лет, чтобы понять, на каком уровне вы сейчас и какая тема для вас сложная и требует повторения. Также важным аспектом является психологическая подготовка к тесту, ведь часто из-за волнения теряется концентрация, так что стоит найти свой способ успокоения, - советует Валерия Сивак.
Девушка интересуется историей, искусством и культурой. Ей очень нравится процесс изучения иностранных языков, поиска общего в тех языках, которыми она уже владеет. Поэтому будет подавать документы в украинские вузы, а также как возможность рассматривает обучение в Австрии на факультете журналистики.
– Люблю писать, люблю слушать истории из жизни разных людей, люблю узнавать новое и делиться с другими – именно поэтому журналистика была очевидным выбором, – добавила наша собеседница.
У Марии Кошель хорошая память, потому быстро изучает новое и не забывает уже изученное. Фото: личный архив Марии Кошель
В городе Камень-Каширский, в Мостищенской гимназии сразу две выпускницы сдали мультипредметный тест на 600 баллов. Ими стали подруги, обе отличницы, окончившие школу с золотыми медалями – София Левчук и Мария Кошель.
- Сдавать экзамены в этом году оказалось не так сложно, как страшно, потому что это было в новинку. Никто не знал, как это будет, что будет, как будет работать компьютер. Но какой бы ни был формат – готовиться все равно нужно, – рассказывает Мария Кошель.
У Марии хорошая память, потому быстро изучает новое и не забывает уже изученное. Это стало одной из составляющих ее успеха на мультитесте.
- Главное – продумать график и систему подготовки. Выделять на каждый предмет достаточное количество времени в соответствии с определенными знаниями, – советует девушка.
Но и опыт Марии говорит о том, что такой результат – это следствие серьезной системной работы в течение всего обучения в школе.
- Мой результат – это не дело нескольких месяцев подготовки, я еще с начальных классов была отличницей и участвовала во всех олимпиадах и конкурсах. Поэтому готовиться мне было легко и привычно. Мне нравится осваивать новый материал, узнавать что-то новое, быть образованной и разбираться во всем, - говорит выпускница-отличница. – Готовилась я самостоятельно, но ходила на консультации в школу. На самом деле очень благодарна своим учителям. Они меня поддерживали, мотивировали, верили, иногда даже больше меня.
Для Марии очень интересна в рамках подготовки к НМТ была именно история Украины.
- Главное в подготовке – это практика. Проходить тесты – это основное, по моему мнению. Потому что это воспроизводит формат ВНО и НМТ. Советовала бы совмещать форматы подготовки (вебинары, тесты, просмотр видео, страницы в соцсетях). Нужно иметь определенные приоритеты, следовать своим целям, знать именно то, что ты хочешь, и тогда все удастся, – советует Мария Кошель.
Проводите время подготовки интересно и продуктивно, а не скучно, фокусируясь на зазубривании.
Что касается планов на будущее, то Мария Кошель пока находится в раздумьях. Девушка выбирает между правом и журналистикой – желает быть полезной для своей страны. А вот с городом обучения уже определилось – Киев. Девушка выбирает между КНУ им. Шевченко и КПИ им. Сикорского.
По мнению Артема Краевского, НМТ – это больше экзамен на внимательность и сосредоточенность Фото: личный архив Артема Краевского
Выпускник классической гимназии при ЛНУ им. И. Франко Артем Краевский набрал максимальные баллы всего за 50 минут, хотя на выполнение тестовых заданий отведено два часа. Артем все годы в школе учился с отличием и уже начиная с 5-го класса получал стипендии, был старостой класса.
– До подготовки до НМТ больше всего интересовался математикой. Однако во время детальной подготовки по украинскому языку и истории Украины эти предметы действительно становились все более интересными, и сейчас они нравятся. Да, для меня это было на уровне «надо выполнить поставленную задачу на максимум», ведь считаю, что если уж что-то делать, то нужно выкладываться на все 100% и быть уверенным, что ты сделал все возможное, – говорит Артем Краевский.
Артем занимался с репетиторами по математике, украинскому языку и истории, но не забывал и об обучении в школе, поэтому это была некая комбинация. На обучение уходило около 6-8 часов в день, особенно две недели перед тестом.
- Это могло быть по 2 часа на каждый предмет, могло быть 3 часа истории, потом немного отдохнуть, позаниматься языком, а затем, чтобы держать себя в тонусе, сделать какой-нибудь один-два теста по математике. Иногда я просто на интуитивном уровне чувствовал, что хочу сейчас повторить, – говорит парень. - Я считаю, что нынешний тест был, возможно, не столь сложным, как было ВНО. Однако когда три предмета - за два часа, это, по моему мнению, психологически трудно переключиться с математики на историю и наоборот.
По мнению Артема, НМТ – это больше экзамен на внимательность и сосредоточенность, так что и лайфхак прост: надо быть уверенным, что ты все знаешь, быть сконцентрированным.
– Для того чтобы сдать максимально хорошо, нужно учиться, повторять, не лениться и понимать, что если где-то чего-то не можешь вспомнить, легче развернуть книгу и перечитать, потратить 5-10 минут, но быть уверенным, что ты уже вспомнил. Ну и, конечно же, практиковаться, это никогда не бывает лишним, - советует выпускник классической гимназии при ЛНУ им. И. Франко.