Загрузить еще

#Истории из соцсетей. Необходимо провести кампанию против шейминга по региональному принципу

#Истории из соцсетей. Необходимо провести кампанию против шейминга по региональному принципу
Фото: REUTERS

«Истории из соцсетей» - рубрика, которая возникла после прочтения постов украинцев, переживающих войну. В ней мы собираем истории, которые тронули нас. Наверняка тронут и вас. Тексты публикуем без изменений.

Саша Вареница, музыкальный эксперт и PR-специалист:

Источник.

Свежий кейс с Тарасом Тополей в очередной раз убеждает в том, что нам необходимо провести масштабную кампанию против шейминга по региональному принципу. Что-то вроде Say No To Racism от UEFA. Ведь проблема не в том, что лидер мнений, воин ВСУ и рок-звезда на пике славы в буквальном смысле доебался до мышей. Он справедливо съел дерьма от харьковчан, удалил пост, принес извинения, а затем перекрыл негатив действительно сенсационным перформансом с Боно. Настораживает, что подобные вбросы находят одобрение у значительной части аудитории. И с этим нужно что-то делать.

Различия между разными регионами страны – проблема не уникальная. При ближайшем рассмотрении все то же самое можно обнаружить в Штатах, Британии, Италии, Испании или Франции. Север против юга, столица против провинции, рабочие регионы против курортных – классика. Другое дело, что в Украине на мозоль региональных различий планомерно давит наш общий враг – российская педерация. Давит сознательно, понимая, что эти самые различия – ее же «ахиллесова пята». И давит давно. Многие помнят плакат скандального политтехнолога Тимофея Сергейцева времен еще первого Майдана, в котором украинцы делились на три сорта.

Война складывается таким образом, что этот нарратив сейчас снова легко использовать против нас. Его и используют: кидают дров туда, где тлеет. Ведь «первый сорт» по Сергейцеву на западе Украины якобы люто рубит кэш на аренде, гребет взятки за выезд из страны на таможне и пиздит гуманитарку. «Второй сорт» в центральной части сильно пострадал, но был первым освобожден и уже может вернутся к относительно нормальной жизни. А вот «третий сорт» на юго-востоке мешают в песок с кровью, несмотря на их относительную лояльность ко всему русскому. Как видим, здесь просто раздолье для «разделяй и властвуй» по Прудону.

Социалистическое начало, спящее в каждом из нас, нет-нет, но прорывается наружу, и мы слышим тезисы вроде такого «Ну, наконец-то в Закарпатскую область прилетело. Пусть хоть раз почувствуют, как мы…». Или «почему пока там _____, здесь _____ ?!». Каждый день в этот шаблон можно подставлять разные слова, девальвируя победы в одном месте отсутствием прогресса в другом. Для грязных политиков – это стихия. Для аудитории - чистые эмоции, ведь так устроена психика. Взрослая часть, которая понимает, что надо терпеть и много работать ради победы, иногда ослабевает. Тогда детская часть берет верх и ищет виноватого. За неимением возможности сиюминутно наказать реального врага, под горячую руку попадает ближайший, т.е. ваш же сосед, кто-то близкий. Давать выход таким эмоциям – нормально. Превращать подобные эмоции/импульсы в устоявшиеся убеждения или стереотипы – не совсем. Потому сейчас нужно быть максимально терпимыми и понимающими. Есть гнев, есть негодование, есть ощущение несправедливости. Одни пострадали меньше, другие – больше. Одни делают больше, другие – вообще ничего. Почему именно мы? И так далее. Это пройдет.

Но есть особый сорт долбоебов, желающих просто ради респекта у своей ЦА подлить масла на и без того раскаленную плиту. Это те, кто прямо сейчас поднимает языковой вопрос и давит на старую мозоль региональных или социальных различий. Увы, таких достаточно и среди лидеров мнений. И это необходимо остановить.

Критикуешь – предлагай. Что же делать с этой проблемой? Первым делом, стоит получить одобрение на такую медиа-кампанию от Минкульта, Минцифры, Министерства социальной политики и Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. Далее собрать «дрим-тим» лучших специалистов в сфере маркетинга, креатива, диджитал и рекламы. Те же Gres Todorchuk или Banda точно смогли бы предложить действенные решения и найти универсальный язык для коммуникации со всей страной. В поддержку такой кампании точно выступят многие лидеры мнений из разных регионов, блогеры, активисты, журналисты и PR. Волну подхватят пользователи. Будут посты, репосты и трогательные частные истории. Это поможет. Не сразу, но со временем – точно да.

Задачи:

  • найти и проявить то общее и ценное, что есть у всех жителей Украины;
    методами антикризисного PR нейтрализовать или минимизировать негативные стереотипы в обществе о представителях разных регионов;
  • показывать позитивные черты, аспекты и стороны у каждой из областей Украины. Таких деталей множество и мы способны влюбиться в них за сотни километров друг от друга;
  • помещать в трендовые форматы вроде трэвел-шоу на YT больше инфо об истории каждого региона – о его традициях, культуре, кухне, интересных местах;
    акцентировать внимание на том, как Украина прошита внутренними связями. Счастливая семья – выходцы из очень разных регионов с разным воспитанием. Успешная команда, боевой отряд, рок-группа, IT-стартап, редакция - тоже все из разных городов. У каждого из нас масса таких примеров;
  • поощрять добровольный переход русскоговорящих украинцев на украинский язык через вовлечение, заинтересованность и близкие культурные коды;
  • проводить пояснительную работу о том, почему шейминг и высокомерие – это как максимум вредно. Как минимум - не эффективный инструмент для решения даже заведомо правильных и нужных задач;

А еще всем нам – нашему коллективному бессознательному – пора принять себя такими, какие мы есть. Нам надо признаться себе в том, что у нас до хрена и больше детских и юношеских травм. Принять их и проработать. Надо признаться, в том, что олигархи и региональные «царьки» в своих интересах сталкивали нас лбами последние 20+ лет. У них годами были ТВ-каналы с совершенно разной повесткой. У них были футбольные клубы, где спортивный азарт часто заменял собой ожесточенный мордобой и презрение друг к другу. Сидят трибуна на трибуну и весь матч: «Соо-си-те, кроты!». «Соо-си-те, менты!». Ну что это? Наконец, у них были политические партии, которые часто сознательно вносили раскол в общество и зарабатывали себе баллы в основном на шейминге оппонентов.

Сегодня мы видим нашего врага – ведомое стадо, в котором возгонка ненависти и желчи дошла до максимума и превратила их в зомби. Все это начинает происходить в тот момент, когда мы позволяем кому-либо влиять на формирование нашего мнения и поддаемся на чужие манипуляции. А манипуляции аппелируют к нашей злости, скрытому недовольству и негативу. Добро всегда собирает меньше лайков.