Судя по тому, что сегодня происходит в стране и в мире, не за горами времена, когда мы из дома вообще выходить перестанем. Если события будут развиваться по сегодняшнему сценарию, то у нас останется три способа времяпровождения - спать, есть и сидеть за компьютером.
Сегодня, сидя перед монитором, мы работаем, отдыхаем, смотрим фильмы, играем в игры, слушаем новости, удаленно учимся и, разумеется, приобретаем товары и услуги.
Еще совсем недавно возможность покупки любого товара, не выходя из дома, казалась какой-то фантастикой. И вот пожалуйста: сегодня, не вставая с дивана, мы уже оплачиваем практически все. Сентябрьское исследование компании Gradus Research показало: в совокупности 83% городских жителей Украины покупают онлайн.
В Сети украинцы сегодня приобретают все, но чаще всего одежду и обувь. Также в тройку самых популярных онлайн-покупок вошли гаджеты и средства гигиены.
*По данным исследования, проведенного компанией Gradus Research
Уверенно мигрирует в онлайн и оплата услуг. Большинство украинцев оценили удобство и быстроту пополнения счета за мобильную связь и оплату коммуналки.
*По данным исследования, проведенного компанией Gradus Research
Результаты исследования позволили его авторам констатировать: фактически украинцы уже живут «в будущем», поскольку активно пользуются возможностями, которые нам предоставляют новые технологии. Приходится согласиться: с плюсами покупок в интернете трудно поспорить.
1. Удобство
Сделать покупку можно в любое время суток с компьютера или смартфона. Можно сделать заказ хоть ночью, хоть в выходной. К тому же все товары рассортированы по назначению, материалу, цвету, фасону, а дополнительно их можно рассортировать по цене и популярности. Словом, просто мечта шопоголика!
2. Никаких очередей!
Онлайн-шопинг позволяет не только не стоять в очередях, но и вообще не выходить из дома, что особенно актуально в период пандемии.
3. Экономия времени
Не нужно никуда ездить и искать вещь на полках: за полчаса можно «посетить» десяток магазинов по всему миру.
4. Широкий ассортимент
Ассортимент интернет-магазинов не просто широкий, а широчайший. Здесь можно приобрести вещи из последних коллекций и винтажные, дорогие и дешевые, из США и Китая, ширпотреб и действительно оригинальные товары. И при этом поиск, как уже говорилось выше, как правило, много времени не отнимет.
5. Низкие цены
Зачастую товары в интернете существенно дешевле, причем это касается любых вещей - от вечерних платьев до посудомоечных машин. И дело вовсе не в том, что качество хуже. Просто владельцам интернет-магазинов не нужно тратиться на аренду и содержание торговых помещений и целый штат работников в зале. Это дает возможность установить цену на товар ниже.
6. Доступная информация
Для меня это, пожалуй, самый главный пункт. Мало того, что о каждом товаре указана подробнейшая информация, так еще и есть возможность ознакомиться с оценками и отзывами покупателей, которые уже купили данный товар и пользуются им. Более того: если отзыв отрицательный, зачастую за ним следует очень информативный комментарий производителя, из которого можно узнать об основных ошибках эксплуатации.
Словом, потратив 10-15 минут и изучив пару десятков комментариев, можно стать практически экспертом в определенной области. И заметьте: все это без надоедливых консультантов, которые часто ходят за покупателем по пятам, бубнят «чем вам помочь», но при этом толком не могут ответить ни на один вопрос.
Справедливости ради надо сказать, что в онлайн-шопинге есть и немало отрицательных сторон.
1. Фото не всегда соответствует действительности
Одежду в онлайн-магазинах я покупала считаные разы и могу сказать, что это лотерея. Три вещи я просто выбросила, хотя перед этим честно пыталась привести их в божеский вид. И три раза мне повезло купить настолько уникальные платья и пальто, что я не могу с ними расстаться не первый год.
Словом, основная проблема при покупке онлайн заключается в том, что фото очень часто не соответствуют действительности. Выхода здесь два: либо приобретать только тот товар, в котором вы точно уверены (например, изучить те же отзывы), либо изначально относиться к этой покупке, как к игре в рулетку.
2. Невозможность примерки
Даже если правильно снять свои мерки и задать продавцу правильные вопросы, это не убережет от покупки вещи не по размеру. Для того чтобы платье не осталось лежать в шкафу, дожидаясь, когда вы под него потолстеете или похудеете, необходимо изначально уточнять у продавца все вопросы по поводу обмена или возврата товара.
3. Возврат за счет покупателя
И вот еще одна неприятная новость: возврат и обмен производится за счет покупателя. Подруга недавно купила платье за 900 грн, а доставка и обмен (несмотря на подробную консультацию с продавцом, платье оказалось велико) обошлись ей в 400 грн. С одной стороны, деньги, конечно, не баснословные. С другой - стоимость платья выросла почти в полтора раза.
4. Долгая доставка
Несмотря на экономию времени, о которой говорилось выше, ждать покупку порой приходится довольно долго - при заказе из-за границы месяц, а то и дольше. Приятельница в июне 2020-го заказала купальник из Китая, а получила посылку в сентябре. Но к новому пляжному сезону он ей уже разонравился.
Кроме того, всегда нужно обращать внимание на стоимость доставки. Часто на сайтах крупным шрифтом указано, что доставка бесплатна, и покупатель теряет бдительность. А потом оказывается, что для этого нужно было купить товар на определенную сумму.
5. Риск мошенничества
Потенциальная возможность быть обманутым есть везде, а в онлайн-магазине - особенно. Тем более, что покупатели, работая с непроверенным продавцом, нередко соглашаются на 100%-ную предоплату, хотя делать этого не стоит.
Для того чтобы не остаться и без денег, и без покупки, следует выбирать официальные интернет-магазины с высокими рейтингами: это не только поможет избежать встречи с мошенниками, но и даст возможность купить оригинальную вещь.
Итак, онлайн-продажи - это удобно, они экономят время, к тому же это отличная альтернатива привычной торговле в период пандемии, подытожил аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак.
- Часто покупатели априори считают онлайн-продажи более выгодными, но Украина и здесь идет своим путем, - отметил эксперт в комментарии «КП в Украине». - И в то время как в более цивилизованных странах принято совершать онлайн-покупки, прежде всего, из-за реальной разнице в цене, в Украине онлайн-продукты вполне могут оказаться дороже, чем в офлайне. То есть, если во всем мире покупки в Сети - это и удобство, и экономия, у нас в стране это все же для тех, у кого есть деньги и нет времени на посещение магазина.
По мнению Орыщака, для мировой экономики онлайн-продажи стали настоящим спасением, которые помогают ей оставаться на плаву в период пандемии. Кроме того, онлайн-магазины позволяют поддерживать конкуренцию для бизнеса.
Те, кто присутствует только в офлайне, больше подвержены риску локдауна, чем те, кто присутствует и в офлайне, и в онлайне.
Что касается аргумента о том, что онлайн-продажи увеличивают безработицу, то, говорит эксперт, он не такой уж и весомый.
- В ритейле заняты порядка 15% населения страны, но это не только продавцы, - говорит Орыщак. - Это сотрудники складов, доставки, уборки, финансовых отделов, менеджмента и так далее. Снижение офлайн-активности скажется только на тех, кто непосредственно контактируют с потребителем - работниках касс и работающих в зале сотрудниках. Все остальные работники останутся задействованы в процессе продаж.
В том, что будущее за онлайн-покупками, уверен и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
- То, что житель любого села может, не выезжая из дома, торговать по всему миру, повышает конкуренцию, а значит, ниже цены и выше качество, - поясняет эксперт. - Кроме того, онлайн-торговля ускоряет рост кредитования и финансовых расчетов, что, в свою очередь, приводит к росту ВВП. Опять же промышленности проще производить и продавать, поскольку территориальных ограничений нет. Так что, скорее всего, в будущем привычные магазины и продавцы за прилавком просто исчезнут.
Есть что сказать Александру Охрименко и по поводу всевозможных афер, связанных с онлайн-продажами. Во-первых, говорит эксперт, их значительно меньше, чем об этом говорят и пишут. Во-вторых, нужно быть внимательными, не принимать спонтанных решений и не попадать в ловушки мошенников, где бы они их ни расставляли - хоть офлайн, хоть онлайн.