Загрузить еще

Ненайденные клады Украины: заговоренное золото Довбуша, потерянная булава Хмельницкого

Ненайденные клады Украины: заговоренное золото Довбуша, потерянная булава Хмельницкого
Фото: Википедия

Богатая история Украины пронизана многими тайнами. И чем глубже мы уходим в старину, тем теснее реальные события переплетаются с вымыслами. Или предания, дошедшие из старины, подсказывают версии реальных событий. 

«КП в Украине» собрала самые интригующие загадки и легенды, связанные с реальными историческими личностями.

Клады Олексы Довбуша

Предводитель опришков, взбунтовавшихся селян, Олекса Довбуш стал героем многих легенд, хотя прожил реальную, но короткую жизнь. Документы XVII века подтверждают и год его рождения, и год смерти, и обширную географию походов. Даже ярые сторонники Австрийской монархии признавали - Довбуш не обычный разбойник, а идеолог народного мятежа. 

Олексу часто сравнивают с английским Робин Гудом. Но если вольный стрелок из Шервудского леса по преданиям раздавал все нуждающимся, то Довбуш ограничивался половиной добытого добра. Остальное закапывал в разных уголках Карпат и прилегающих к ним районах. 

Золото делил на «грязное» и «чистое». Первое добывалось кровопролитием, поэтому Олекса запечатывал клад особым заклятием - чтобы кроме него никто и никогда не нашел. Второе опришки получали без убийств. «Чистые» горшочки с монетками и драгоценностями Олекса оставлял потомкам, если доживет до таких (не дожил), побратимам либо искателям удачи.

После смерти предводителя опришков за золотом Довбуша развернулась большая охота. Даже в советское время ходили слухи об экскаваторе, вывернувшем из земли горшок с золотом, о колхознике, нашедшем под камнем сундук с самоцветами. Называли даже место, где это произошло, но не говорили, когда.

«Черные археологи» и поныне ищут золото по местам лагерей Довбуша, будучи уверенными, что металлодетекторам заклятия не писаны. 

Карпатские краеведы считают, что львиную долю сокровищ увез в Запорожскую Сечь близкий соратник Довбуша - Иван Бойчук. Часть денег потратили на покупку оружия, а отложенный неприкосновенный запас вывез в Англию гетман Полуботок. 

Афанасий Кочетков в роли Олексы Довбуша. 1959 год. Кадр из фильма

Афанасий Кочетков в роли Олексы Довбуша. 1959 год. Кадр из фильма

Золотая карета Мазепы

О мятежном гетмане Иване Мазепе ходит два типа легенд. Первые повествуют о его лихих любовных подвигах. Вторые - о несметных богатствах, которые Мазепа приобрел на службе сначала Петру I, потом шведскому королю Карлу XII, а также вследствие выгодных вложений, торговых сделок и политических интриг. 

Где покоится прах знаменитого гетмана, до сих остается загадкой. Предположительные могилы и склепы много раз вскрывали, переносили в надежде найти скрытые в земле сокровища. Доподлинно известно только, что после бегства из-под Полтавы Мазепа умер в лагере шведского короля под Бендерами (ныне Приднестровье). 

Здесь уже 300 лет рассказывают легенды о золотой карете, груженной драгоценностями, на которой гетман прибыл в Бендеры и которую приказал закопать, прежде чем в простой деревенской хате испустить дух.

Другая легенда гласит, что основные богатства Мазепа спрятал в Украине, будучи уверенным, что вернется и отвоюет ее у Петра. В городе Переяславе (ныне Бориспольский район Киевской области) у Мазепы была ставка, здесь он построил Вознесенский кафедральный собор, монастырь и несколько школ. И вот как бы между этими зданиями были проложены тайные подземные ходы, где гетман мог оставить сокровища. Вход был тщательно замурован и замаскирован. Для пущего эффекта люди говорили, что Мазепа припечатал подземелье заклятием, и каждый, кто к кладу близко подойдет, умрет страшной смертью. Якобы даже такие были - умирали.

Самая печальная легенда связана с Домом полковой канцелярии в Чернигове, который Мазепа выкупил у семьи прежнего собственника - полковника Лисогуба. По преданию, именно сюда к престарелому гетману сбежала бесконечно влюбленная в него Мотрона Кочубей. И за это получила материнское проклятие. 

Отступая из Чернигова, Мазепа закопал в подвале дома бочки с золотом, а Мотрю оставил их сторожить. Брошенная девушка умерла, не вынеся разлуки. И навечно поселилась в мире призраков. 

В День Успения Богородицы Мотря появляется возле дома и просит каждого встречного ее перекрестить. В благодарность за спасение обещает указать, где золото. Говорят, что много смельчаков дежурили возле дома на Пречистую и даже видели Мотрю. Но проклятие так сильно, что для крестного знамения ни у кого не поднялась рука. 

Портрет Ивана Мазепы из коллекции Днепровского художественного музея.

Портрет Ивана Мазепы из коллекции Днепровского художественного музея.

Вампир Дунин-Борковский 

Румынский князь Влад Дракул, он же Влад Цепеш при жизни славился кровожадностью и жестокостью, получив посмертно славу вампира. Черниговский полковник войска Запорожского Василий Дунин-Борковский ничем дурным в историю не вошел, но приключилась с ним похожая история.

Дунин-Борковский был сподвижником Ивана Мазепы, видным военным деятелем и одним из самых богатых людей в Чернигове. Так же, как гетман, он славился меценатством - построил церковь Петра и Павла, Вознесенский храм, отреставрировал Спасо-Преображенский и Успенский соборы, Елецкий и Пятницкий монастыри. 

Проведя насыщенную жизнь, полковник скончался в 1702 году в своем поместье и был похоронен на территории Успенского собора при Елецком монастыре. А через полгода в Чернигове начались жуткие вещи.

На жителей окраины Чернигова и окрестных сел напал странный мор - людей находили на улице с признаками анемии. Примерно в то же время из ворот монастыря стала вылетать впряженная в черную тройку черная карета. Одетый в черное покойный Борковский посверкивал из ее горящими глазами. Когда экипаж достигал его имения на Черной Круче, полковник обходил владения и давал наказы восставшим из мертвых слугам. 

Сюжет страшной сказки в разных версиях менялся, но конец был один: перед рассветом призрак застывал возле старого колодца, тыкал в него пальцем и исчезал. 

Когда терпение горожан иссякло, они пошли на поклон к священникам, которые остановили на мосту черную карету и повернули назад. А когда вскрыли гроб Борковского, тот лежал в нем как живой. И попыхивал казацкой люлькой.

В сердце вампиру вогнали осиновый кол и отвезли покойного от города подальше - на берег Десны. В ту же ночь она вышла из берегов и затопила могилу вампира.

На самом деле полковник Дунин-Борковской поныне покоится в Успенском соборе. А легенда могла появиться потому, что спустя 15 лет после смерти на могиле полковника заменили плиту. Официальной причины никто не помнит, но источники полагают, что на первом памятнике была эпитафия с упоминанием имени Мазепы. А он для царской России был изменником.

Дунин-Борковский. Портрет неизвестного художника.

Дунин-Борковский. Портрет неизвестного художника.

Утерянная булава Хмельницкого

В 2002 году произошло знаменательное событие - в Киев в Национальный музей истории Украины впервые за 350 лет привезли булаву Богдана Хмельницкого. Так получилось, что большинство памятных вещей легендарного гетмана хранятся вне его родины. Например, булава и сабля в Польше, знамя - в Швеции, водосвятная чаша - в Москве. 

Но если вы приедете в Черниговскую область и посетите руины Максаковского Свято-Преображенского монастыря, вам расскажут - в его окрестностях Богдан Хмельницкий потерял булаву. Искали-искали казаки, да так и не нашли - будто под землю провалилась. Так до сих и лежит. 

А еще предание гласит, что в окрестностях монастыря, пока он процветал, монахи зарыли несметные сокровища. Искатели кладов рыщут по здешним полям, тоже впустую. 

Сокровища гайдамаков

Едва ли не в каждой области Украины, по которой гуляли славные гайдамаки, есть легенда о зарытых ими сокровищах. И возможно недаром, ведь в XVIII столетии повстанцы против Речи Посполитой захватывали богатые замки и даже целые города, собирая знатную добычу. Совершив удачные нападения, хлопцы отступали к островам на речке Южный Буг или хоронились в глубоких оврагах. 

Поныне клады гайдамаков ищут в Кировоградской области, но больше всего в Одесской области. Именно тут, по преданию, утопил лодку с серебром и золотом один из предводителей повстанцев Диброва. Что там было на самом деле и было ли, история молчит. Но практичные люди уже оценили сокровища Дибровы в 30 миллионов долларов. 

Картина Ильи Репина

Картина Ильи Репина "Гайдамаки на Умани готовят оружие".

Могила Хана Кубрата

Легенды о том, что Украина - это страна несметных сокровищ, подкрепили реальные события. В 1912 году по чистой случайности в селе Малая Перещепина (Полтавская область) обнаружили самый большой и богатый клад за всю историю Восточной Европы: 25 килограммов золота, 50 - серебра. Клад состоял из предметов византийского, персидского, греческого, аварского происхождения. Но больше всего интереса ученые проявили к перстням с монограммой болгарского хана Кубрата

Вокруг реального исторического персонажа, который в 632 году создал на завоеванных им землях Великую Булгарию, витает много легенд. Самая знаменитая гласит, что Кубрат - тот самый мудрец, который раздал пятерым сыновьям по ветке дерева и повелел сломать. А потом собрал все ветки в пучок и продемонстрировал силу единства. 

У Кубрата действительно было пять сыновей, но завета отца они не выполнили. Великая Булгария распалась, а как окончил жизнь сам хан - история молчит. 

Вместе с драгоценностями в Малой Перещепине был найдет гроб и человеческие кости. Так и родилась версия, что Кубрат похоронен на Полтавщине. Доказательств этому не найдено, среди сокровищ были предметы из разных народностей и эпох, но в Болгарии версию поддержали. С 2001 года на месте, где нашли клад, стоит памятная плита хану Кубрату и каждый год к ней торжественно съезжается Слет болгар.

А алчные охотники за сокровищами все надеются еще что-нибудь найти. В апреле этого года они даже повалили плиту и подкопали памятник в надежде, что там золото.

Могила Хана Кубрата в Малой Перещепине. Фото: wikipedia.org

Могила Хана Кубрата в Малой Перещепине. Фото: wikipedia.org

В ТЕМУ

А Мамай-то не настоящий?

Жил казак Мамай на Сечи вечно, а когда Сечи не стало, стал бродить по свету и бороться со злом. Мамай появлялся, когда войско Запорожское терпело поражение, одним взмахом сабли рубил сразу несколько вражьих голов, а когда противник обращался в бегство, так же внезапно исчезал. Мамай мог вступиться за сироту и жестоко наказать обидчика, спалить хату злого пана, дать золотую монету бедняку… 

О персонаже, которого мы знаем по многочисленным картинам известных и неизвестных художников, ходит немало народных легенд. А историки до сих спорят, кто мог послужить прообразом казака с кобзой, которого считают воплощением украинской души. 

По одной из версий, которую приводит сотрудник Волынского краеведческого музея Сергей Лис, «наш» Мамай был сыном монгольского темника (что-то вроде генерала) Мамая, который в 1361 году захватил у потомков Чингисхана власть в Золотой орде, а в 1380-м ее проиграл. После поражения отца Мамай-младший с десятитысячным войском перешел на службу в Литовское княжество и осел на украинских землях. Монголы, половцы, черкесы, другие народности, состоявшие в орде, перемешались с местным населением, переженились, нарожали детей, но боевого духа не утратили. И стали основателями украинского казачества.

Другая версия гласит, что образ Мамая навеяли калмыки, прикочевавшие из Западной Монголии. В XVII-XVIII веках они были союзниками Богдана Хмельницкого, Ивана Брюховецкого, Ивана Сирка. Именно в это время появились первые изображения воина в украинской сорочке и шароварах, который присел отдохнуть, скрестив на восточный манер ноги. 

Также Мамаем называли одного из воевод в войске Богдана Хмельницкого и одного из предводителей гайдамаков. Кстати, гайдамаков поляки иногда называли «мамаями», отождествляя это слово с понятием «разбойник».

На первых изображениях у Мамая слегка раскосые глаза, на более поздних они округлились. Казака рисуют с «оселедцем» или волосами, полными или впалыми щеками. Лица разные. Но неизменно присутствуют кобза, люлька, конь, дуб и сабля. Иногда пляшка горилки и чарка. А вот чего точно не водилось за легендарным казаком, так это зарытых сокровищ. Видать, нежадный был человек.

Казак Мамай из Львовского исторического музея.

Казак Мамай из Львовского исторического музея.

Тайны характерников

С чудесами, которые проделывал Мамай, тесно связаны легенды о казаках-характерниках. Убежденные романтики даже наделяли всех запорожцев сверхчеловеческими возможностями. И пули они ловили руками, и убить могли силой взгляда, и туманом вражеское войско окутать, и рощу из голых палок вмиг вырастить. Особо одаренные голыми руками залечивали раны, видели будущее, ходили по воде, горящему костру и даже воскрешали мертвых. 

Если отделить здравый смысл от фантазий, то очевидно, что характерниками называли тех, кого мы сейчас именуем экстрасенсами, гипнотизерами, народными целителями. 

Воспоминания о запорожцах с необычными способностями есть в византийских и русских источниках. А рассказ о хватах - тех самых ловцах пуль - оставил польский историк и публицист Бартош Папроцкий. В его версии пойманными пулями казаки швыряли во врага и убивали наповал. Правда, стоит сделать поправку, что Папроцкий был не только ученым, но еще и поэтом.

Большинство историков приходят к выводу, что характерниками называли целителей, которые лечили раненых казаков травами и техниками внушения. Вероятно, могли психологически воздействовать на врага. Описывая битву под Говтвой (село в Полтавской области), польский капеллан Симеон Окольский вспоминал, что казаки на высоких крышах рассадили чародеев и чародеек, чтобы те во время боя чинили заговоры. 

Магическими способностями казаки наделяли своих предводителей, которые демонстрировали стратегические таланты. Самым известным характерником считают кошевого атамана Ивана Сирка, который выиграл все свои 244 сражения и ни разу не был ранен. Турки за это его прозвали Урус-шайтаном - русским чертом. А казаки верили, что в бою Сирко превращался в волка, чем наводил на врагов ужас. 

Кстати, оборотней среди характерников, по преданиям, водились, и немало. Особо озверевших приходилось даже убивать серебряными пулями или вгонять в могилу осиновый кол.

Есть и такая версия: характерниками называли потомков древних волхвов, которые не приняли христианство, продолжали культивировать языческие обряды, магические ритуалы и древнее боевое искусство. За это их считали в царской России чернокнижниками и сатанистами. По одной из легенд, именно характерники так разозлили Екатерину II, что она приказала разрушить Сечь. 

После этого характерники разбрелись по миру. Но сначала собрали все нажитое в боях богатство и спрятали в скале на Хортице. Понятное дело, золото заговорили.

Богатырки, скачущие по полям

Древние предания донесли до нас рассказы как о славных богатырях, так и об их достойных соперницах по силе и храбростях - богатырках. В Киевской Руси их называли поленицами - скачущими по полям. Сии дамы, впав во скуку, так же, как богатыри, разъезжали по просторам и весям в поисках, с кем бы подраться. 

Одна из таких полениц Настасья Микулишна победила забавы ради могучего Добрыню Никитича. Сунула поверженного в карман при седле, а потом подумала: чего таскаться? Рассмотреть надо. Не понравится - голову отрублю, понравится - мужем сделаю. Понравился…

О поленицах, пирующих наравне с боевой дружиной, рассказывают запевы к былинам о князе Владимире. Большинство историков считает славянок-богатырок мифом. Якобы поленицами могли быть половчанки, которых учили ратному делу наравне с мужчинами и которых воины из князевой дружины охотно брали в жены. Поединки жениха и невесты входили в брачные ритуалы некоторых кочевых народов.

В то же время доказательств, что на территории Киевской Руси не могло быть своих воительниц, тоже нет. А косвенные подтверждения есть. Например, в описании битвы ромеев с аварско-славянским войском под Константинополем, которая состоялась в 626 году, византийский патриарх Никифор упоминает, что среди тел погибших находили женщин-славинок.

Подсказки дают и былины. Та же Настасья Микулишна, пленившая Добрыню, не странствующий рыцарь без роду-племени. Она имеет конкретные родственные связи, объясняющие увлечение бодибилдингом. Настасья приходится младшей сестрой богатырке Василисе Микулишне. Обе они дочки новгородского богатыря-пахаря Микулы Селяниновича. В преданиях Микула фигурирует в паре с реальным историческим лицом - князем Олегом (Вольгой) Святославовичем, двоюродным братом Владимира Мономаха. 

Историк и краевед из Вышгорода Вадим Перегуда выдвигает интересную версию: долго править страной и держать в подчинении большое войско княгине Ольге помогал отряд удалых полениц. А может быть, она и сама была из их племени.

Николай Рерих

Николай Рерих "Настасья Никулишна".

Новости по теме: История клад