Любая школа – как большой организм, должна работать слаженно, чтобы не получилось сбоев. Но бывает ли идеальной организация деятельности? Могут ли дружно существовать разные поколения учителей? Мы попросили двух педагогов рассказать о подводных камнях работы с детьми и другими коллегами.
Юлия Викторовна, учительница физики из Киева, наши вопроси восприняла очень эмоционально. В школе она работает 18 лет и очень болезненно воспринимает некоторые нюансы общения с родителями учеников, основанное на претензиях и пренебрежении с обеих сторон.
- Родителей часто не уважают, - говорит наша собеседница. – Многие учителя считают, что им подсунули каких попало детей, и школа мучается. Потому работа учителя - отбыть урок, а не научить. Если встречаете педагога, которому не все равно, который ругает детей за учебу, звонит родителям, требует вмешаться и контролировать выполнение домашних заданий, отправить чадо пересдать двойку, помнит, у кого какие оценки и кто что обещал исправить - держитесь за него и прощайте ему его навязчивость. Этому учителю не все равно, он уже на голову лучше остальных. Учителя, которые учат - бесценны. Но таких сейчас единицы. "Я учил, а он научиться не захотел" - это распространенная отговорка педагогов, граничащая с преступлением, я так считаю.
Впрочем, Юлия Викторовна признает - нужны колоссальные организационные и педагогические умения, чтобы научить уму-разуму класс из 35 человек. Да и современные дети отличаются от тех, кто ходил в школу 10-15 лет назад. Они более свободные и эмоциональные, у них за спиной родители, готовые вмешаться и защитить.
- И это хорошо! В наше время готовых отстоять ребенка родителей почти не было, – восклицает педагог. - Но учить таких детей сложнее, они не солдатики и не винтики, их будьте добры заинтересуйте и расположите, а система на это не рассчитана. Поэтому и растут частные школы с индивидуальным подходом. И хорошо, что растут, есть альтернатива.
Но в данном случае речь идет о хороших детях. В случае с хулиганами все происходит с точностью наоборот.
- Бывают в классе особенные, сложные в поведении дети. И если раньше можно было на них как-то повлиять, сейчас – нет. Тут вопрос в рычагах влияния. Я за возможность попросить "на выход" из школы человека, который срывает уроки и мешает учиться остальным. Плохое поведение физически мешает работать учителю и одноклассникам, - объясняет наша собеседница. - Но поскольку возможности выгонять из школы хулиганов нет, вы себе представить не можете, что творится иногда в классах. Когда ваш ребенок говорит "все орут и сидят в телефонах" - это не то "все орут", которое было 20 лет назад. Это хуже. Дети физически страдают от шума.
Ребенка, который систематически срывает уроки, сейчас приструнить сложно. Родители детей, которым мешает плохое поведение одноклассника, могут попробовать возмутиться, написать заявление директору, поговорить с мамой и папой хама, а вот учителя ничего действенного сделать не могут.
- Хулигану никто не скажет ни слова, потому что мама напишет в "Батьки SOS", не разобравшись в ситуации, - говорит Валентина. - Школа реально боится "Батьки SOS", эту группу мониторит департамент. Вот вам пример: родителей не впускают на территорию школы, объясняя это чем угодно - карантином, терроризмом, киднеппингом, воровством - чтобы никто из родителей не снял на камеру и не выложил в соцсети школьный дурдом. Сделать видео большого ума не надо, а Фейсбук раздует ситуацию на две тысячи комментариев и потом - проверки, беседы с учителями, которые ни при чем, выговоры. С другой стороны, конечно, теперь у родителей нет возможности увидеть, что происходит за дверью школы. Знаю, ставят камеры в классе, но это уже чересчур. Работать с детьми зная, что за тобой наблюдает 35 пар глаз родителей очень сложно морально.
Камеры в кабинеты ставят родители учеников 1-4 классов – те весь день учатся в одном месте. Вообще, младшая школа, по мнению Юлии Викторовны – это отдельное государство в школе, где царят свои правила.
- Радуюсь, что не работаю учителем младших классов, - поясняет педагог. – Мы с коллегами из старшей школы откровенно смеемся над тем, как учителя между собой состязаются за лучшее оформление и техническое оснащение кабинетов. Одной родители школьников купили компьютер, вторая тоже приобрела ноутбук и заказала телевизор. У третьей телевизор уже был, и она сказала, что ей срочно нужна интерактивная доска. В кабинетах всегда идеальный ремонт, новая мебель, все как с картинок. Конечно, это делается с согласия родителей, но какие суммы с них сдирают на оформление кабинета младшей школы – не представляю.
Мой класс, например, со скромным ремонтом, обои клеила и полы красила я вместе с родителями. Они купили краску, обои и чек мне не показывали. Вы же понимаете, официально никаких сборов денег в школе нет и все, что сдают родители – это "исключительно их инициатива".
Учительница из Ровно Ирина Сергеевна рассказала, что вовсе не дети ей портят настроение на работе.
- По сложным ученикам ничего рассказать не могу – они у меня все очень хорошие, я с удовольствием иду на уроки, - начала рассказ педагог. – А вот родители сейчас много требуют и считают, что они лучше знают, как нужно учить детей. Еще и цены иногда не сложат своим чадам. Интересуются только оценками в контексте "низкие оценки – плохой учитель". Бывает так, что ребенок очень хороший, а родители сами не знают, чего хотят от школы – на пустом месте претензии, учителя считают врагом.
Ирина рассказала также о сложностях отношений в коллективе. Они тяжелые – с постоянными сплетнями, завистью из-за успехов или любви учеников, доносами директору с целью навредить.
- Самая горячая тема – это распределение часов на год, - говорит педагог. – Без ссор не обходится. В этом году я находилась в отпуске, когда делили часы и была крайне неприятно удивлена, что у меня забрали классы, в которых я вела математику четыре года – с пятого по восьмой. Просто кто-то решил, что я много работы "нагребла". Конечно, я разбиралась с этим вопросом, возник скандал. Свои часы я никому отдавать не собираюсь, потому что поднимаю двоих детей сама, помощи ждать не от кого. Была готова написать заявление об увольнении и уйти в репетиторский центр работать, но директор смогла решить ситуацию в мою пользу. Я к работе отношусь ответственно и хочу, чтобы мой труд ценили. Из-за неуважения опускаются руки.
Что касается других педагогов – не все подходят к вопросу подготовки к урокам серьезно. Хороших учителей единицы. А есть такие, кто просто отбывают уроки и им это сходит с рук. Но учеников стабильно высокие оценки в дневниках, потому родители молчат о знаниях.
- Что касается меня, то дирекции не понравились мои методы обучения, которые, кстати, рекомендует МОН и которые нравятся моим ученикам, - вздыхает Ирина. – Тут и зависть из-за обнимашек с учениками, и из-за моих успехов на выставках. Не дают мои успехи директору спать спокойно. А я вынуждена работать в этой школе, потому что тут со всеми возможными доплатами я получаю 10000 гривен, а в другой придется стартовать с меньшей зарплаты. Просто стараюсь выполнят свою работу хорошо вопреки всему.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ