Не успели школяры выйти из-за парт, как уже закончился первый месяц каникул. За это время многие так ни разу и не открыли книжку, а некоторые вряд ли откроют и к концу июля. Родители пытаются усадить чадо за учебники и наталкиваются на возмущенный крик: "У меня каникулы, мне положено отдыхать!" Так, может, школьники правы, и взрослым действительно стоит оставить их на лето в покое? Об этом мы расспросили детских психологов и педагогов.
Школьники отдыхают летом три месяца. Не забудут ли они за лето все, что с таким трудом учили за партами?
- Нет, три месяца - немного. Это оптимальный срок, за который ребенок сможет восстановиться. Ведь, кроме школы, у детей есть еще и кружки, секции. Нагрузка в течение 9 месяцев на ребенка колоссальная! - говорит семейный психолог Анна Девятка. - Тут есть важный момент: наши психические функции развиваются скачками. И лето как раз нужно ребенку, чтобы побыть в равновесии.
Да и потом, нам только кажется, что дети все лето отдыхают. На самом деле они просто заняты другой работой. Общение с разными людьми, осознание себя, своих способностей - это все тоже деятельность.
Психологи твердят: заставлять точно не надо. Мотивировать, объяснять, убеждать, но не заставлять.
- Расхожее мнение, что лето - "пятая четверть", во многом порождается острой неуверенностью в завтрашнем дне самих родителей - когда мама или папа понимают, что в любой момент рискуют остаться невостребованным на рынке труда. Нередко, заставляя детей учиться все больше и больше, мы транслируем им вовсе не интерес к знаниям, а страх. Как будто каждый раз говорим: ты, тот, который есть, не нужен обществу, ты должен стать другим, и тогда, может быть, кто-нибудь признает твою ценность. Но страх не помощник в учебе! - объясняет психолог Елена Кандыбина. - Если ребенком в учебе руководит страх, то однажды он просто устает бояться. И тогда мы видим подростка, который говорит: "Я не буду, и ничего вы мне не сделаете".
Мотивация родителей понятна: мамы и папы не хотят, чтобы в сентябре ребенок сел за парту с пустой головой и принес двойки. Но...
- Если ребенка все лето заставлять учиться, то к началу учебного года у него сформируется отвращение к учебе. И успеваемость снизится. Обратная ситуация: ребенок все-таки растерял за лето какие-то знания, но в сентябре пришел отдохнувшим и мотивированным, тогда он все догонит, - отмечает Анна Девятка.
- Три месяца безделья на пользу не пойдут. Лучше всего выделить один месяц полностью на отдых. Никакой учебы, занятий, принуждения - это такое возвращение в счастливое безмятежное детство. В оставшиеся два месяца уже можно уделить время учебе. Но только по тем предметам, где у ребенка есть пробелы. Очень важно хвалить ребенка, как только он усвоил какой-то материал, то есть как-то положительно это подкреплять, - считает психолог Анастасия Пономаренко. - Любой навык формируется от частоты повторения, а не от длительности. Поэтому лучше заниматься несколько дней в неделю по часу, чем один день по пять часов. Но все-таки не учиться каждый день!
- Когда мы читаем большие тексты, в нашем мозге строятся новые нейронные связи. Это тренировка так называемой интеллектуальной мышцы. И то, что сейчас все свободное время уходит на развлечения и гаджеты - мягко говоря, не очень хорошо. Уже есть исследования, которые говорят о том, что начиная с 1990-х годов креативность у людей начинает падать. Другое дело, что не обязательно читать весь список литературы. Можно выбрать то, что по душе, - продолжает Анастасия Пономаренко.
- Личность рождается дважды: в три года, когда малыш говорит "я сам", и в подростковом возрасте, когда ребенок осознает, что он отдельная личность. Дети-подростки достаточно психически развиты, чтобы вести со взрослыми диалог. Поэтому с ними нужно договариваться: сколько времени он сможет выделить на учебу, какие предметы готов подтягивать, - рассказывает Анна Девятка, - это воспитывает ответственность. Подросток должен понимать, что не взрослые заставляют его учиться, а это нужно ему самому.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ