Летом многие родители сталкиваются с проблемой - как и чем развлечь своего ребенка. Как найти занятия для игры, которые помогли бы не только "убить" время на каникулах, но и обучить малыша. И, конечно же, многих интересует вопрос, как научить ребенка играть самостоятельно.
По словам ведущей канала "Школа для родителей"
- Если ребенок умеет выбирать игрушку и игру, то уже заходя в (детскую) комнату, он оценивает ее, подбегает к выбранной игрушке и начинает играть. Если же не умеет, то окидывает комнату взглядом и ни к чему не бежит, не стремится, а продолжает на том же месте стоять и ныть. Пока мама не выберет за него игрушку и не предложит, - отметила Несютина.
В связи с этим ведущая посоветовала родителям, которые хотят научить детей самостоятельности, "сужать локацию" для детей.
- Если ребенку трудно найти что-то интересное во всей комнате, то предлагайте ему найти интересное на определенной полке. Например, скажите найти какую-то машинку (книжку, куклу…). Ребенку тогда не нужно будет искать что-то обширное. В итоге он найдет ряд машинок, тем самым уже научившись делать какой-то выбор, - сказала автор канала.
Также она отметила, что часто родители сталкиваются с тем, что с ними ребенок играет хорошо, а потом, когда мама (папа) уходит, начинает плакать, что ему скучно.
- Кажется, что дети рождаются со встроенным умением игры, но на деле это не так. И в нашем детстве мы если и умели играть, то только за счет того, что ходили в детский сад, где видели, как играют другие дети. Если ребенок прекрасно играет с родителями, но у него не получается делать это самостоятельно, нужно как можно чаще предлагать ребенку самому придумывать игру. Тогда он будет учиться, - отметила эксперт.
Она также добавила, что дети часто не могут найти себе интересную игрушку в комнате из-за… слишком большого их количества. Несютина пояснила, что малыши не могут надолго сосредотачиваться на поиске, и слишком большое количество игрушек запутывает их.
- Игрушек не должно быть очень много, - подчеркнула она.
Что же все-таки родители могут посоветовать? Чем заняться ребенку во время каникул?
|
Рисование. Отличный способ развлечь ребенка. Родитель может поставить перед ним какую-нибудь вещь (чашку, пенал и игрушку) и попросить нарисовать цветными карандашами или краской. Для совсем маленьких лучше выбрать пальчиковые краски - но они должны быть из качественных материалов и легко смываться с рук ребенка.
Фигуры из пластилина. Дети обожают лепить. Поэтому если мама не боится жирных цветных разводов на полу или ковре, можно смело давать малышу коробку пластилина и попросить сделать, например, животное или цветок. Это поможет не только занять, но также успокоить и развеселить ребенка.
Конструктор. Для маленьких детей лучше покупать наборы с большими деталями и те, что не рассчитаны на сборку вещей по инструкции, так как даже самым усидчивым малышам будет сложно с ней разобраться. Конструкторы не только займут ребенка, но и помогут развивать образное мышление и сообразительность.
Мелки. Если у детей есть возможность играть во дворе, то можно смело давать им в руки мелки и отпускать "на волю". При этом желательно отдать предпочтение мелкам большого размера, ведь дети не умеют контролировать свою силу и часто сильно давят на них. Можно попросить ребенка нарисовать вашу семью или домашнего животного.
|
Интересная зарядка. Отлично подойдет для малыша, переполненного с утра энергией. Перед началом зарядки лучше включить веселую песню. Включив ее, мама (папа) показывает не очень сложные движения - приседания, растяжку, повороты - и просит повторить.
Задания на детской площадке. Часто ребенку не хватает места в доме, и тогда самое время пойти на детскую площадку. Чтобы сделать отдых на ней более интересным и занятным, можно давать ребенку задания, которые он с удовольствием выполнит. Например, пройти по рукоходу, повисеть на турнике или залезть по канату.
|
В рамках пандемии особенно актуальным оказался вопрос развития творческого потенциала ребенка. Для этого можно устроить дома настоящее представление со зрителями, пригласив бабушек и дедушек (можно и по видеосвязи), и буфетом в антракте.
Также можно сделать предметный театр. Его суть – заменить кукол предметами. Например, для сказки "Колобок" главным героем может стать клубок ниток, лисичкой – оранжевая кофточка, а волком – серый плащ или свитер.
Понравится детям и теневой спектакль. В нем ребенок может рассказывать историю, а родители (или другие малыши) - иллюстрировать при помощи теней.
|
Каникулы – отличное время не только играть, но и учить детей помогать. В том числе и на кухне. В возрасте от трех до шести лет дети прекрасно могут месить, толочь и перемешивать – задания, которые развивают моторику рук, просто идеальны для ребенка в эти годы.
Также можно приготовить с ребенком пельмени - он поможет как тесто раскатать, так и мясо разложить. Если есть детский нож, можно попробовать дать малышу (но под присмотром!) порезать овощи и фрукты. Пусть из-за этого на готовку уйдет больше времени, чем обычно, но блюдо получится намного вкуснее, и ребенок будет есть его с большим аппетитом, чем обычно.
Можно также сделать домашнее мороженое. Для этого понадобится банан. Положите его в морозилку. Когда он заморозится, достать и положить в блендер. Взбить до густой массы. Ребенок будет в восторге.
В этом возрасте дети также могут помочь приготовить салат со свежими овощами, омлет, гамбургер и даже макароны с томатным соусом. Главное при этом – терпение!
|
Помимо обычных игр с игрушками, можно придумать уйму других развлечений. Например, поиграть в "удержи шарик". Задача участников - перенести шарик из одного конца комнаты в другой не касаясь руками и не давая ему упасть. При этом на шарик можно дуть, подталкивать его носом, подбородком, коленями. И даже нести между ног.
Если снизу нет недовольных соседей, можно поиграть в классики. Нарисовать их можно при помощи строительного скотча на ковре или на полу.
Детям также обязательно понравится играть в черепаху. Для этого нужно стать на четвереньки, положить на спину подушку и "ползти" до финиша таким образом, чтобы "панцирь" не потерялся. Кто доползет первым, тот и выиграл.
|
Обучение не обязательно должно быть скучным. Существует множество игр, которые не только занимают ребенка, но и развивают его. К таким относятся, например, игры на развитие мелкой моторики. Для них понадобятся разные виды крупы: гречка, горох, рис, фасоль и другие. Их нужно разложить по тарелочкам. Завязать ребенку глаза и дать по очереди потрогать содержимое каждой тарелки – пусть попробует определить, где какая крупа. После этого смешать несколько видов крупы и попросить разделить их.
Также можно насыпать в большую чашку с крупой мелкие игрушки: пусть ребенок попробует их найти и достать.
Можно позаниматься с ребенком при помощи кинезиологической игры, которая поможет развить связи левого и правого полушарий мозга. Для нее понадобятся листы с нарисованными одинаковыми линиями, как на рисунке выше, и два круглых плоских предмета, например, крышки от банок. Ребенок ставит крышки на двух нарисованных на листе кругах. И пробует двумя руками одновременно вести предметы по этим линиям, пока не дойдет до кругов на конце линий. И обратно.
Игры могут быть направлены и на тренировку слуховой памяти и внимания. Для одной из таких понадобится повязка для глаз, посуда, игрушки, расческа и тому подобное. Повязкой ребенку завязывают глаза и выкладывают предметы на стол. После этого нужно издать звук при помощи одного из предметов, постучав для этого по нему или встряхнув. Ребенок должен угадать, что за предмет издает этот звук.
|
Для малышей больше всего подходят красочные и быстрые эксперименты.
Для опыта вам понадобится три прозрачных стакана, пищевые красители и две салфетки (марлевые бинты). В стаканы налить воду и добавить в нее пищевой краситель (например, в один стакан – желтый, в другой – красный), а третий стакан оставить пустым. Сложенные в несколько раз салфетки или полоски марли нужно поместить в стаканы таким образом, чтобы одним концом они оказались на несколько сантиметров в воде, а другим в пустом стакане.
Вода по дорожкам из салфеток будет перетекать в пустой стакан и там смешиваться. В итоге получится оранжевый цвет.
Залить воду в формы для льда. Положить в каждую из них зубочистку или небольшой кусочек коктейльной трубочки. Когда льдинки застынут, прикрепить к ним паруса из бумаги и пустить плавать по воде. Ребенок может дуть на паруса, чтобы корабли начали двигаться. Данный эксперимент знакомит ребенка со свойствами льда и воздуха.
На дно большого контейнера или таза положить зеркало. Наполнить емкость водой. И дать ребенку фонарик, чтобы он посветил на зеркало. В это время сверху поднести лист белой бумаги к месту, куда будет направлен отраженный луч фонаря. Пройдя через воду, белый цвет разложится на составляющие и превратится в радугу.
Вырезать из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Согнуть их или закрутить при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны со временем раскроются, так как намокшая бумага становится тяжелее. С помощью этого опыта можно показать малышу, что растениям для жизни нужна вода.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ