Психологи констатируют: тенденция последних лет такова, что дети воспитываютсякак объекты - с раннего возраста их водят на танцы, изостудии, английский, где они выступают как статисты, которых развлекают, обучают и режиссируют каждое их действие. Им говорят, что делать – под присмотром или под камерами, – и это стресс. К тому же поднадзорность приводит к минимуму самостоятельности и индивидуального проявления. На тех же занятиях дети все время находятся "под режиссурой" взрослых, у них не формируется навык общения между собой. И лето – прекрасная возможность для проживания детства, для исследования мира, для игр и развлечений по своему желанию, а не по свистку.
"Лето – это три месяца жизни, а восприятие времени у ребенка совсем не такое, как у взрослого. У дошкольников и детей младшего школьного возраста время тянется гораздо медленнее, чем даже у подростков. Поэтому три месяца жизни – серьезный период, который нужен для восстановления сил, обучению чему-то новому и умению нести за себя ответственность", - говорит наш проводник по летним каникулам психолог Наталья Валедова.
Отдыхать – не значит ложиться спать в два часа ночи. Для ребенка, когда он растет, когда формируется нервная система, от которой зависит и гормональный фон, очень важны циркадные ритмы. Поэтому каникулы– не повод нарушать режим дня и время для отхода ко сну. Послабления, конечно, сделать можно: для детей до 10 лет – на час позже, для подростков – на два часа. Детям в пубертатном возрасте часто хочется спать утром – летом нужно давать им такую возможность, но ни в коем случае не перешагивать режим 11.30-12 часов. Восстановить нарушенные циркадные ритмы потом будет очень тяжело, это не происходит за несколько дней.
Лето нужно и для того, чтобы научиться новому и повзрослеть. Сегодня у детей мало домашних обязанностей и поэтому мало практических навыков, а это уже ведет к сильной зависимости, неуверенности, неуклюжести и неустойчивости. Уверенность – это устойчивость, а человек устойчив в том случае, когда он наименее зависим от другого человека. Сейчас дети в 12-13 лет не умеют пришить себе пуговицу и, получается, даже в таких мелочах зависимы от взрослых – от их настроения, загруженности и желаний. Поэтому лето – отличный повод, чтобы привить детям необходимые бытовые навыки, которые сделают их более уверенными и менее зависимыми от других людей. Научить разогреть еду, погладить футболку, приготовить что-то простое не только себе, но и приходящим с работы родителям.
Каникулы – возможность почувствовать себя самостоятельными. И здесь самое важное для родителей – дать четкие границы этой самостоятельности, которые должны быть оговорены. Семьям, где растут дети-спорщики, привыкшие протестовать и вступать в дискуссию по любому поводу, психологи рекомендуют написать попунктный договор с четкими и понятными ребенку формулировками. Что в нем может быть: на телефонные звонки отвечаем всегда, беззвуковой режим не ставим, разряженный телефон – это повод для санкций. Оговаривается, на какое расстояние, куда и с кем ребенок может пойти гулять, во сколько он возвращается, какие обязанности по дому он выполняет. Обязательно проговорить, что самостоятельность равна безопасности, и поэтому правила безопасности, в зависимости от возраста, должны быть обсуждены. Конечно, детям, а особенно подросткам, не хочется никаких границ – они не будут запоминать, что говорили родители, не так понимать или делать вид, что не так понимают, поэтому такой письменный "междусобойчик" - хорошая штука. Не нужно включать в него 18 или 28 пунктов, достаточно 7-9, но они должны быть четко прописаны, и договариваться нужно "на берегу". Начался отдых – вот, смотри, как мы теперь будем жить. Самое важное в этом – научить ребенка нести ответственность за себя.
Родители часто считают, что во время каникул ребенок ничего не должен делать, и это абсолютно неправильно. У каждого человека в семье есть свои обязанности, а ребенок – это член семьи. Даже если в доме есть помощники по хозяйству, у детей должны быть какие-то обязательства, которые выполняются в системе. Потому что, если не научиться понимать сейчас, чего и сколько покупается, в каком порядке происходит уборка и т.д., во взрослой жизни они попадают в зависимое положение от своих помощников по хозяйству. Поэтому даже малышей нужно вовлекать в процесс: они могут помогать накрывать на стол, класть хлеб, ставить еду. Убивается при этом несколько зайцев: формируется мелкая и крупная моторика, тренируется точность движений и ориентировка в пространстве, он учится последовательности действий, а главное, становится активным участником жизни семьи. То есть воспитывается не как объект, а как субъект, который является полноправным и уверенным членом семьи. А вот когда ребенок находится в гиперопеке, когда у него нет обязательств по отношению к семье, во взрослом возрасте он не станет брать на себя ответственность ни в какой мере. Во время каникул у ребенка больше сил и времени, есть возможность хорошенько рассмотреть домашний уклад. Общая жизнь, пусть простые, но совместные занятия в это время очень сплачивают родителей и детей, в это время происходят не формальные "как дела?", а те самые хорошие разговоры и для души, и для ума. Ребенок становится сильнее, увереннее, у него появляются преимущества перед детьми, которые воспитываются как объекты, которым подают ложку, кормят, вытирают попу.
|
Для подростков тренировкой самостоятельности могут стать обязанности по покупке продуктов. Чтобы понять, что ребенка уже можно отпустить в магазин, нужно пару-тройку или десять раз тихонько пройтись следом. И убедиться, что по дороге он выбирает безопасное поведение: не идет через гаражи, не пристраивается к сомнительным компаниям, как переходит улицу, достает ли по дороге деньги, говорит ли по телефону. И если все в порядке, составляется список покупок, а еще хорошо бы задать вопрос: "Посмотри, чего еще не хватает дома?" И таким образом родители могут воспользоваться каникулами, чтобы их ребенок повзрослел.
По словам психолога, сейчас в обществе произошел перекос в сторону того, что взрослые должны делать для детей и очень редко звучит, что дети должны делать для взрослых.
- А если все всегда только для ребенка, у него не вырабатывается ни чувство эмпатии, ни сопереживания другим людям, - предупреждает Наталья Валедова. - Он не понимает, что они могут устать, что о другом человеке можно позаботиться, пожалеть. А все это жизненно важные вещи. И на каникулах можно этим заняться. Та же начищенная перед приходом мамы картошка или приготовленный салат, или просто помытые овощи. Важно делать это в такой тональности, что это общая жизнь и что все одинаковы. И родители должны понемногу давать понять детям, что они тоже нуждаются в поддержке, в совете, в жалости. Что они могут быть и уставшие, и расстроенные, что они живые люди, а не супермены. Ни в коем случае не перекладывать это на плечи детей, но и не терпеть стоически, не подавая виду.
ВАЖНО
Составляя ваш летний договор, нужно неоднократно проговорить в доброжелательной форме, не нагнетая и не пугая, момент о том, что ребенок должен уметь выбирать себе безопасное окружение и придерживаться базовых мер безопасности. А именно: не подходить к чужим машинам, не останавливаться и не отвечать на вопросы посторонних людей, кричать "пожар, караул!" и так далее при попытке тесного контакта со стороны чужих людей. Нужно научить, если пришлось убегать, надо бежать в сторону людей, а не гаражей, подворотен и строек. Если приходится возвращаться домой в темноте – нужно позвонить родителям и попросить, чтобы встретили. Что касается безопасного окружения, надо научить ребенка отказаться от общения с компаниями, где пьют безалкогольные напитки и энергетики, где склонны к дракам и протестному поведению. Только не запрещать, а объяснять и ставить одним из условий летнего досуга безопасное поведение. И расширять свободу ребенка, если он соблюдает это условие.
БУДЬ В КУРСЕ
Правило № 1. Первые три недели ничем не нагружать
Самая правильная нагрузка заключается в соотношении отдыха и работы, под которой подразумевается и застеленная постель, и "подтягивание" школьных хвостов, и выполнение заданий, данных на лето. Когда закончился учебный год, 2-3 недели ребенка нельзя ничем нагружать – мозг должен отдохнуть. Родителям нужно воспользоваться этим временем, чтобы посмотреть, как чувствует себя ребенок, сколько спит, как засыпает, к чему тяготеет в занятиях, спокойный он или нервный, быстро ли устает, насколько метеозависим, хочется ли ему двигаться, хочется ли гулять во дворе, насколько зависим от гаджетов. То есть набрать информацию, чтобы понять своего ребенка, разобраться, чего он хочет. Если обнаружили, что он нервный, плаксивый, уставший, по утрам "разбитый" - не поленитесь, найдите детского невропатолога. Каникулы – отличное время и для восстановления здоровья.
Правило № 2. Чтение – не наказание, а удовольствие
Многие родители не понимают, как заставить чадо прочитать список литературы, заданный на лето. Психологи говорят: важно не воспринимать чтение как наказание. Хотя ребенку сложно понять, почему он должен читать, когда в семье он никого не видит с книгой. Поэтому задача взрослых – приохотить к чтению, и для этого есть разные приемы. Прежде всего, он должен видеть и книги в доме, и читающих родителей. Летом можно повести ребенка в библиотеку, показать, что это совершенно особая атмосфера, где люди по-другому себя ведут и разговаривают, где особый запах. Записаться в библиотеку – это ведь целый процесс, самому взять книжку. Это запомнится маленькому человеку на всю жизнь. Пункт "Читать" нужно внести и в летний план, оговорив, в зависимости от возраста и нагрузки, ежедневный объем. И родители должны это контролировать – без крика и требований "покажи и доложи", но ежедневно, чтобы выработалась система.
Правило № 3. Занятия – не чаще двух раз в неделю
Безусловно, многим детям нужны летом дополнительные занятия, но они должны быть в совершенно ином режиме, иначе ребенок за каникулы не восстановится. Не более двух в неделю – и при условии, что мы меняем оценку не с 10 на 12, а при серьезных пробелах в знаниях. Этим летом это особенно актуально после учебного года на дистанционке, когда было много пропущено и не понято. Тем не менее, лучше меньше нагрузки, чем больше.
КСТАТИ
Дворовые игры: движение, солнце и навыки общения
Лето – это лучшее время вспомнить, что ребенок должен много двигаться. Нехватка двигательной активности ведет к формированию слабого здоровья и слабой личности. И эта активность – не спортивные секции, а игры во дворе. И здесь еще один важный момент – умение общаться и взаимодействовать с ровесниками. Во время общих игр формируется умение знакомиться, отстаивать свою точку зрения, уступать, находить компромисс. И не забываем о пользе пребывания на солнце: медики отмечают у детей повсеместный дефицит витамина D, который очень важен для нервной системы и формирования скелета.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ