Вот вам авария. В Одессе, на Трассе здоровья, 21-летний водитель электросамоката
Электросамокат, моноколесо и прочий новомодный электротранспорт уверенно заполоняет дороги. Причем пешеходные. Ехать по проезжей части - смерти подобно. Наши водители те еще неадекваты.
С другой стороны, а на чем еще добираться на работу? Если раньше пробки в городах были в час пик, то теперь это явление круглосуточное и повсеместное. Особенно в Киеве, где мосты не строят, дорожную инфраструктуру не развивают, новые станции метро быстрее бы кроты вырыли, зато столичные власти "закидывают" идею о повышении стоимости проезда в подземке до 25 гривен, а в городской электричке - до 79 гривен. Немудрено, что люди ищут собственные способы передвижения.
И тут прекрасная альтернатива: электросамокат стоит от 20 тысяч гривен, заправлять бензином или газом не нужно, можно хранить в квартире. Разгоняется до 40 км.
И все бы хорошо, но инфраструктуры под электросамокаты нет. Да и с правовой точки зрения дела обстоят не лучше.
- Они в законах не определены как транспорт. Следовательно, где они могут, а где не могут ехать, не оговорено. И вариантов, как навести тут порядок, пока нет. Оптимальное решение этой проблемы сейчас ищется во всем мире, - говорит автомобильный эксперт адвокат Владимир Караваев. - Никто не предвидел такой вариант развития событий, что однажды появится мобильный, быстрый, экологически чистый транспорт, доступный каждому. И он удобен, особенно там, где инфраструктура позволяет.
Хотя некоторые решения уже прорисовываются. Первое. При покупке самоката ты регистрируешь свое транспортное средство и получаешь что-то вроде номера, чтобы можно было идентифицировать владельца.
Второе. Экзамен на знание ПДД, пусть и не в полном объеме, как для водителей автомобилей и мотоциклов, но хотя бы правила проезда перекрестка надо знать.
Не говоря уже о контроле состояния таких водителей. У нас в стране, к сожалению, состояние алкогольного и наркотического опьянения водителей машин слабо контролируется, что уж говорить о самокатах.
Хоть для электросамокатов и прочих на наших улицах пока нет конкретно отведенных мест, в будущем они точно появятся. И это никак не связано с качеством общественного транспорта. В Европе он хорош, но самокаты и там захватывают дороги. Ведь мобильный транспорт позволяет успеть везде. Спрос растет потому, что это действительно удобно, и он продолжит расти.
- Место для самокатов, можно сказать, есть. Нормативная ширина наших автомагистралей достаточно велика, от 40 до 80 метров. Места хватает всем. Правда, большую часть улицы занимают машины. Поэтому если и обустраивать инфраструктуру, то делать это за счет личных автомобилей, - говорит эксперт по транспортному планированию Дмитрий Беспалов. - А если посмотреть только на тротуарную часть, то там и так тесновато. Делать на пешеходной части инфраструктуру для легкого персонального транспорта нечестно и несправедливо по отношению к пешеходам. Это спровоцирует большое количество конфликтов.
Но это не значит, что у водителей возьмут и отнимут драгоценное пространство на дорогах. Скорее нужно предложить альтернативу.
- Нужно дать автомобилистам возможность не пользоваться машиной, а доехать до места назначения на электровелосипеде или самокате. Это и быстрее, и экологичнее, и с парковкой мучиться не нужно. Может, это игра слов и демагогия, но посыл должен быть позитивный, - отмечает Дмитрий Беспалов.
В Киева есть велосипедная концепция. Согласно ей, по словам эксперта, всем места хватит и все возможно. К 2025 году 5% перемещений по городу должно быть на велосипедах. Это примерно несколько сотен тысяч поездок ежедневно. Но придется перераспределять баланс на улице. И главной целевой аудиторией для этого являются молодые люди.
- Молодежь не так хочет авто, как люди среднего возраста. Именно молодежь и нужно пробовать переводить на этот транспорт. Это поможет разгрузить наши дороги, - отмечает Беспалов. - Если бы еще год назад я бы рисовал какие-то плохие перспективы для велосипедного транспорта в Киеве, то сейчас не сомневаюсь в успешности такого транспорта. Особенно после пандемии и локдаунов - запрос на него сильно растет. У велосипедного и легкого персонального транспорта не будет никаких проблем, если сейчас начать ударными темпами развивать для него инфраструктуру. Продажи такого транспорта были хороши как прошлым летом, так и сейчас.
Но кто будет ущемлен? По мнению эксперта, такие процессы больше всего нанесут ущерб нашему общественному транспорту.
- Я там предвижу большой кризис. Общественный транспорт плохой, он дорожает, стоит в пробках, мы не можем его развивать. Мы не можем дополнительно строить метро. Если рисовать картинку будущего, то я вижу большое количество автомобилей, большое количество электросамокатов, скутеров и велосипедов, - рассуждает Дмитрий Беспалов.
Правда, травмы, аварии и конфликты все равно неизбежны. Это будет происходить до тех пор, пока не сформируется оптимальная транспортная система городов.
А КАК У НИХ?
Киев пока еще далек от того, чтобы все виды транспорта максимально безопасно уживались на наших улицах. Но в Европе уже есть примеры того, как нужно ускорять этот процесс, причем максимально дешево и быстро.
- Вена - огромный и старинный город. И меня удивило, как им удалось все организовать. Они сделали практически по всему городу велодорожки. Взяли часть тротуара, краской вывели эту дорожку. Шириной она 1-1,4 метра, - рассказывает Татьяна Яроцкая. - И по этим велодорожкам ездят и самокаты. Движение там разрешено в разные стороны. А еще сделали скошенные бордюры для велодорожек. На самокате комфортно съезжать. А светофоры там общие для всех.
Пешеходы на велодорожку там не заходят. Сервисы для аренды самокатов там есть, как и у нас. Шлемы и защиту у людей, катающихся на самокатах, полицейские не требуют. Выходит дешевле, чем общественный транспорт, и гораздо удобнее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ