Если, проехав всего пару километров по Одесской трассе из Киева, посмотреть налево, посреди поля из зарослей выглянет хвост самолета Ил-62. Раньше он носил гордое название "Борт №1" - так как до 1995 года перевозил первых лиц государства: от Брежнева до Ельцина. Потом место "президентского самолета" занял Ил-96.
Откуда в чистом поле под Киевом взялся самолет?! Жители соседней Глевахи припоминают: железную птицу привезли сюда частями, в распиленном виде, осенью 2010 года, а на месте уже собирали. Положили на землю бетонные плиты, на которые водрузили лайнер, окружили заборчиком, якобы даже поставили охрану и камеры.
Впрочем, даже сегодня далеко не все жители Глевахи знают о соседстве с самолетом самого генсека СССР. Видно его с дороги только осенью-зимой, а так скрыт зеленью. Местные уверяют: никто туда "не лезет", добраться до самолета сложно, а для случайных проезжающих это кажется и вовсе почти невозможным. Ведут к нему заросшая травой узкая дорожка из бетонных плит, по которой подобрались к борту генсека супруги из Глевахи Александр и Дарина Савихины.
- В детстве и юности я мечтала стать стюардессой, всегда интересовало все, что связано с авиацией, - рассказывает "КП" в Украине" Дарина Савихина. - Несмотря на то что самолет стоит всего в паре километров от нашего дома, никто раньше не знал, как туда добраться. И это было непросто. Только после нашего визита к нему, о котором мы выложили видео в Youtube, туда потянулись люди.
|
Супруги не встретили там никаких сторожей - только собаки лаяли. Из-за забора близко не подойдешь. Состояние самолета неплохое, но лакокрасочное покрытие зачем-то содрали.
- Забор нас, конечно, опечалил - очень хотелось попасть внутрь, пофотографировать, рассмотреть все, - продолжает Дарина. - Я все время возвращаюсь к идее развития самолета как туристического объекта - постоянно об этом думаю последние несколько месяцев. Может, и вы не случайно позвонили. Вот было бы круто, если бы там что-то сделали.
Годами ранее ходили разговоры, что якобы в самолете Брежнева в Глевахе хотят открыть то ли ресторан, то ли музей. А может - целый комплекс отдыха с такой вот изюминкой. Но дело не сдвинулось с мертвой точки или никто об этом всерьез и не думал.
Хозяин самолета, якобы киевский бизнесмен, по словам местных, тоже мечтатель и романтик. Выкупил самолет за 30 тысяч долларов по цене металлолома, на который его и собирались сдать. А что - кто-то марки собирает, кто-то самолеты. Чтобы доставить его в Глеваху из военного аэродрома в Николаеве, борт пришлось распиливать. Обратная сборка заняла месяц. Доставка якобы обошлась дороже самолета.
По второй версии - самолет Брежнева выкупила руководительница агрохолдинга, которая планировала открыть ресторанный комплекс. Но что-то не сложилось. Так что в теории самолет вовсе не бесхозный.
- Я уже три раза к самолету ездил - ни охраны, ни людей на участке, - сетует один из жителей Киевской области. - Пусть бы работал как музей - по 100 гривен с человека, пускали бы за штурвалом посидеть, салон посмотреть. Интересно же, в какой обстановке Брежнев летал.
- Лет через десять самолет в стиле ретро будет еще больше цениться, - хмыкают местные. - А если и нет, то металл и так в цене не падает - за сколько купили, за столько же смогут сдать.
Правда, от брежневской обстановки, судя по фото, ничего не осталось - ни кусочка красного дерева, которым, как рассказывают украинские авиаторы, был обшит вип-салон.
|
Летчики говорят: генсековский Ил выпущен на Ташкентском авиазаводе в 1974 году и почти сразу отправился на аэродром "Чкаловский" военной части в Московской области.
Позже, после первого ремонта в 1981 году, Ил-62 передали авиации военно-морского флота на аэродром "Кипелово" (Северный флот, Вологодский район).
- До того, как развалился Советский Союз, самолет использовали для перевозки личного состава и грузов военно-морского флота по всему миру, - говорят знатоки. - Летал "брежневский" самолет в Судан, Ливию, Сирию, Вьетнам, Анголу - в те места, где размещались базы ВМФ.
Списали его после 2002 года, с тех пор он стоял в Николаеве на аэродроме "Кульбакино", где и дожидался своего места на свалке авиаметаллолома.
- Говорят, на этом самолете Брежнев летал шесть раз - именно столько, по его мнению, безопасно пользоваться одним лайнером, - рассказывает Дарина Савихина. - После этого самолет отдавался на другие авиаперевозки. Кстати, Брежнев был не большим фанатом полетов. А для того, чтобы скрасить время, играл на борту в домино. И после каждого полета стол был капитально поцарапан - генсек нервничал и царапал его костяшками. Каждый раз после полета приходилось полировать эти столы.
Кроме "дорогого Леонида Ильича" на этом Ил-62 летал маршал Советского Союза Дмитрий Устинов. А уже после машину передали военной авиации - возить на другие континенты экипажи подводных лодок.
|
Особых достопримечательностей в Глевахе нет. Так что самолет явно попал бы в центр внимания туристов, посматривающих на это направление. Всю славу, говорят местные, на себя перетащило Гатное, которое может похвастаться дотами времен Второй мировой войны.
- Сам самолет как объект - крутой, интересен своей необычностью. Если бары, рестораны загибаются - народ не ходит, так как нечем удивить, пиццы, бургеры и суши на каждом шагу, то здесь можно сделать что-то особенное, - рассуждает Дарина Савихина. - В Стокгольме есть отель-самолет, места там надо бронировать заранее. Если обустроить самолет Брежнева и как объект инфраструктуры, и как место для мероприятий - это было бы отлично. Глеваха все ближе к Киеву подбирается, до черты города - 10 минут езды. Если пять лет назад здесь не существовало никаких супермаркетов, баров и кафе, то сейчас это уже почти Киев. И съездить будет интересно не только туристам из области. Кроме того, я не слышала о других подобных объектах в Украине - этот может стать уникальным. Еще я уверена, что самолет бы стал отличной локацией для иностранцев. Их интересуют мальчишники, корпоративы, Чернобыль, покататься на каком-то вездеходе или танке - и этот лайнер был бы очень кстати.
После видео с экскурсией к самолету, которое выложили в Сеть супруги, к "брежневскому" лайнеру начали проявлять интерес. Жители надеются, что этот интерес не угаснет и привлечет внимание к такому необычному авиаэкспонату посреди поля. Правда, владельцы самолета пока никаких активных действий по его превращению в туристический объект не предпринимают.
КСТАТИ
Можно добраться от ж/д станции Глеваха, проехать около двух км в сторону Одессы. Самолет увидите слева за заброшенным рестораном "Очаг", который служит ориентиром. Оттуда начинается проселочная дорога, уходящая в заросли. Пробираться неудобно, но вполне реально.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ