Загрузить еще

Мир после пандемии: путешествовать будем меньше, а фильм "Матрица" станет реальностью?

Мир после пандемии: путешествовать будем меньше, а фильм
Фото: Фото: Евгений ЗУБКОВ

Последние два месяца в разговорах с самыми разными экспертами - экономистами, юристами, политическими аналитиками, психологами - я пытался составить примерную картину того, каким будет наш мир после пандемии. Собрать мнения серьезных ученых. Итак, что нас ждет в скором будущем? 

Меняем профессию

В ближайшем будущем нас ждет резкий рост безработицы (только в США на конец марта число безработных превысило 3,3 млн человек, притом что в среднем ежегодно без работы в этой стране оказываются только 400 - 500 тыс. чел.). В первую очередь в таких секторах, как туризм, логистика, недвижимость, индустрия развлечений.

Вряд ли миру после пандемии понадобится столько барменов или фитнес-тренеров.

Но даже в тяжелые времена, когда закрывается одна дверь, открывается другая. Будут востребованы виртуальные гиды, спецы по кибербезопасности и IT-инфраструктуре. В ближайшие год-два (а дальше посмотрим) люди не смогут путешествовать в реальности так, как это было раньше. Зато им будет интересно без спешки прогуляться по любимым улочкам Парижа. Виртуально. И такие гиды будут популярны.

Учеба переходит в онлайн. Но далеко не всем такой способ получения знаний удобен. Значит, понадобятся специалисты по тайм-менеджменту и организации рабочего места. Тем, кому сложно самостоятельно адаптироваться к скорости и масштабу происходящих перемен, нужны будут профессиональные психологи. Спрос на их услуги уже вырос.

Туризм: перезагрузка

В ближайшие годы люди вынуждены будут меньше путешествовать по миру. И не только потому, что введут ограничения. Во всем мире пандемия провоцирует экономический кризис, который сильнее всего бьет по среднему классу. А это именно те люди, у которых страсть к перемене мест. Доходы у них упадут. 

Таким увидел мир будущего художник Евгений Зубков. Фото: Евгений ЗУБКОВ

Под колпаком у IT-компаний

Рост популярности круп­ных коммуникацион­ных гигантов -  Google, Microsoft, Amazon, Facebook - в период пандемии можно считать одним из самых серьезных негативных ее последствий.

Крупные компании сосредоточат свои усилия не на развитии человечества, а на развитии технологий, которые будут заниматься контролем внимания потребителей. Зачем? Чтобы все более точно и адресно затачивать под вас рекламу и подталкивать к покупке тех или иных товаров и сервисов.

Нам придется сильно постараться, чтобы вырваться из лап коммуникационных компаний, которые серьезно укрепились во время пандемии.

Иначе мы все больше и больше будем оказываться под колпаком и нашего собственного смартфона или компьютера. 

"Матрица" возможна в реальности, угрожают эксперты. Напомним: это фильм братьев Вачовски. В нем рассказывается о будущем, где люди тотально контролируются разумными машинами. И для человечества реальность - лишь запрограммированная искусственным разумом симуляция. 

Образование не уйдет в онлайн

С переходом обучения в онлайн, и в первую очередь в школах, связаны опасения многих родителей. Мол, дистанционное образование дешевле - не нужно содержать школы и оплачивать труд учителей.

Однако аналитики сходятся в одном: перехода общего образования в дистанционный формат не произойдет еще долгие годы. Учителя, школы, беготня на переменах останутся. Потому что в процессе обучения немалую роль имеет живое общение детей как между собой, так и с педагогом.

Дистанционные сервисы будут востребованы лишь частично - тогда, когда нужно будет во время урока по географии отправиться в поход в горы или провести по химии виртуальный эксперимент.

А вот в высшем образовании ситуация будет иной. Появится то, что можно будет назвать композитными степенями. Когда студент сможет выбирать онлайн-курсы разных университетов и других организаций. Но при этом будет числиться в своем институте и получать его диплом бакалавра или магистра.

Появятся вузы-интеграторы, которые помогут выстроить индивидуальную образовательную траекторию, опираясь на самые различные курсы - как отечественные, так и зарубежные.

Вузам придется перестраивать свое пространство. Коворкинги и лаборатории заменят лекционные аудитории. Будут строиться принципиально новые кампусы. Исчезнет грань между основным и дополнительным образованием.  Люди будут набирать курсы в зависимости от того, какие компетенции им нужно получить, и не очень будут разбирать, входят они в основной вузовский курс или же являются программой дополнительного проф­образования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Званые обеды и кибервойны: что ждет мир после коронавируса