Загрузить еще

Школьные войны: Учителя против учеников

Школьные войны: Учителя против учеников
Фото: Мама Кати Анциферовой даже не поехала забирать дочь из больницы.

В редакцию одновременно пришли две истории. Можно было просто опубликовать их и еще раз подивиться жестокости школьных педагогов...

Довели

Поселок Кедровый в Красноярском крае. Преподаватель немецкого Нина Усанова встретила семиклассниц Катю Анциферову и Марину Павлову после уроков:

- Живо за мной! 

Нина Романовна проработала в школе четверть века и часто пыталась воспитывать учеников на переменках. Вот и в этот раз она построила девчонок: 

- Как вы себя ведете? К урокам не готовитесь, курите, пьете. Шляетесь небось с кем попало, шалавы!

Из кабинета подружки выскочили в слезах. Они решили отомстить «учителке» по-своему, с подростковым максимализмом. Нашли в аптечке, оставшейся от отца, валидол и наглотались...

К приезду «скорой» девочки были без сознания.

- Привезли их в тяжелом состоянии. Еле выходили, - сказали в больнице.  

Поселок Сухой на окраине Братска. За жестокое обращение с учениками штрафом в 3 тысячи рублей (около $120) наказана учительница физики Татьяна Романова.

- В течение полутора лет она неоднократно била учеников рукой, учебником или указкой, оскорбляла их, - рассказывает помощник прокурора Иркутской области Александр Семенов. Выплыло все после того, как в милицию подали заявление родители одного из пострадавших, Кости Зимина. Под столом у Кости кто-то набросал бумажки. Татьяна Федотовна сделала ему замечание и попросила убрать мусор. Но парень стал бегать по классу и огрызаться. Учительница повторила замечание, а потом ударила указкой по спине...

Можно было, конечно, расписать эти истории и покрасочнее, прибавив эпитетов и жутких подробностей. Но и так понятно. Жестокие, бессердечные педагоги спровоцировали ранимых девчонок-подростков на самоубийства! Исполосовали парню спину указкой! Ату!

Никому не нужны

Теперь посмотрим на те же истории с другой стороны. Что вы скажете, если узнаете, что девчонки из-под Красноярска были из неблагополучных семей? У Кати мать любит заложить. Приходит с новыми дружками - те еще ее дочери тумаков надают. Отца у Кати нет, старший брат в тюрьме, сестренка - кроха. Живут на пособия. Марина - дочь приемная. Родной папа умер. После потери мужа мачеха запила. Единственные деньги в доме - те, что платят за опеку над падчерицей. 

Наглотавшись таблеток, девочки прибежали просить помощи у мамы Марины. Та, обложив трехэтажным матом, выдала каждой по тазику и кружке с марганцовкой: 

- Ну и блюйте!

Маму Кати Раю вообще несколько дней не могли найти: веселилась с приятелями в соседнем селе. Вернулась, узнала о том, что дочь в больнице - и только руками развела:

- Ума-то нету! 

- В больницу за дочерью поедете? 

- Да ее, по-моему, Маринкина мама заберет. Вот как явится...

- Неужели не пожалеете?

- Не то слово!

Глядя на испитое лицо мамаши, наш корреспондент испугался за Катю... 

С указкой наперевес

Что вы скажете, когда узнаете, что девятый класс, в котором учился Костя Зимин, был коррекционным? Нет, сам Костя попал сюда случайно: родители переехали жить в Сухой, а до ближайшей школы с обычным 9-м классом полчаса на автобусе в один конец. Но Костику было у кого поучиться, как вести себя на уроке...

- После этой истории я инфаркт перенесла и из школы ушла, - рассказывает учитель Татьяна Федотовна Романова. - Тридцать три года школе отдала... Да и кто их бил? Указкой тронешь - «больно». А то, что они обзывались, матерились на уроке, - нормально?! Я столько терпела! С 5-го класса, когда взяла их...

Костя не просто бегал и обзывался. Он приставил указку к низу живота и у доски имитировал половой акт, вызывая дружный смех у класса. Татьяна Федотовна вырвала эту указку и... 

После происшествия учитель физики Татьяна Романова ушла из школы.

Не знаю, как вы, я бы на месте Татьяны Федотовны не выдержал гораздо раньше. А вот на месте Нины Романовны я вообще не знаю, что бы сделал. Небольшой поселок. Все знают, что четырнадцатилетние девчонки - самый опасный возраст! - без присмотра. Гуляют по улицам (дома-то с пьяными мамашами что делать?). Чем занимаются - можно если не догадаться, то додумать. И все молчат. И соцзащита (о происшествии в Кедровом чиновники этой, обязанной надзирать за обстановкой в семьях, структуры узнали от журналиста «Комсомолки»), и милиция. 

 - А мы что можем? Ну лишим родительских прав, а девочек куда девать? - вздохнула начальник Управления социальной защиты Любовь Гейнц. - Думаете, им в детдоме лучше будет? У некоторых ребятишек семьи и похуже бывают.

Нашелся только один - один! - неравнодушный человек - «немка» Нина Романовна. Она хотя бы попыталась поговорить с девчонками об их жизни. Может быть, жестко, может, излишне назидательно, нравоучительно... А вы-то знаете, как к таким девчонкам подход найти? 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Бить нельзя! А что можно?

Что же получается, что «Комсомолка» за то, чтобы детей бить и обзывать шалавами? Конечно же, нет... Хотя, говорят, в Англии в некоторых школах вновь ввели телесные наказания.

У меня нет готового ответа на вопрос: как навести порядок в школах? Я знаю только одно - там началась война. С одной стороны - пожилые, уставшие от нервной, дерганой, изматывающей работы учителя-ветераны. Они еще помнят времена, когда к педагогам относились с уважением, когда их слово было крепче ремня. Они не ушли из школы - некуда было. И тянут свою лямку привычно, смирившись. Какие реформы, ЕГЭ и нормативно-подушевое финансирование школ? До пенсии бы дотянуть и не слечь.

С другой стороны - нынешние ученички. Компьютерно-клиповое поколение. С иной системой ценностей. Оскорбить пожилого? Запросто! Прогулять урок - раз плюнуть! Чему могут нас научить эти тетки, у которых пара сносившихся платьев да несколько выцветших кофточек? 

Я не знаю, как изменить ситуацию, чтобы учителя снова стали уважаемы, чтобы получали достойные зарплаты, чтобы в классы пришли умные, благородные, светлые люди и стали у доски. Я не знаю, как сделать так, чтобы подростки не сквернословили в классах, не бегали с указкой у причинного места. Но есть у нас ученые мужи в министерствах и прочих чиновных кабинетах. Может, об этом нужно задуматься, а не о том, подведен ли в класс Интернет и есть ли у школы интерактивная доска? Хотя и это, наверное, надо... Во вторую очередь.

А вы как думаете, а?