В магазинах, продающих детские автокресла, – ажиотаж. Ведь если вы без него везете ребенка, вас могут оштрафовать на 510 гривен. А за повторное нарушение - 850 гривен.
- У нас и у коллег почти опустели склады, продажи за эти дни выросли в три раза! – рассказывает "КП" в Украине" директор одного из столичных магазинов детских товаров Алексей Шпак. – Мы обычно заказываем у поставщиков партии за полгода–год, а теперь и у них остались единицы наименований!
Первая волна продаж, по словам нашего собеседника, началась после того, как Верховная Рада приняла закон о штрафах за отсутствие автокресел, а последняя - когда в СМИ появилась информация о то, что полиция уже наказывает водителей за это нарушение. Тогда кресла начали раскупать практически каждый день.
- В сегменте 400 - 1000 гривен (это самые простые, низкого качества) – кресла раскупили таксисты и люди, которые редко ездят. Нам, продавцам, покупатели так и говорили: "Ну мы же редко ездим, нам закажите попроще", - уверяет Шпак. - В сегменте от 4000 гривен кресла раскупают сознательные автомобилисты. Самые надежные автокресла стоят от 12 тысяч гривен. Это такие, которые прошли краш–тесты (боковой, фронтальной удары, антитоксичные).
Мало кто знает, что прохождение краш–теста - не равно сертификации товара. Также насколько кресло безопасно – можно узнать, проверив модель на сайте adas – интернациональном ресурсе краш–тестирования. Эта информация открыта.
О том, что таксисты покупают самые дешевые детские кресла, – в службах такси, похоже, не знают. Например, руководитель "Алмаз–такси" Евгений Коган уверяет: они возят пассажиров с детьми без использования автокресел.
- Если вы позвоните к нам и закажете авто, упоминая, что едете с ребенком, мы вас заберем, – говорит Евгений. – Штрафов мы не боимся, у нас мощный юридический отдел! Вы почитайте внимательно закон. В нем речь идет о спецсредствах. И нигде не прописано, что это должно быть именно автокресло! А спецсредств у нас в машинах – достаточно! Вот когда пропишут точно – "кресло" - тогда и выделим деньги на их закупки.
Слова руководителя "Алмаз–такси" подтвердил "КП" в Украине" эксперт по автомобильной безопасности юрист Владимир Караваев. Действительно, в законе есть два ключевых недостатка. Во-первых, отсылка к Правилам дорожного движения, в которых на самом деле нет четко прописанных инструкций по перевозке детей.
Во-вторых, использованный термин "спецсредство", которым можно назвать все что угодно. Что мешало законотворцам прописать конкретно – "кресло", "адаптер", "бустер"?
- У нарушителей, получивших сейчас квитанции о штрафе за отсутствие автокресла, есть возможность уйти от ответственности, – объясняет Владимир Караваев. – И вообще у нас, в отличие от всех ПДД, действующих на территории ЕС, – нигде не указано, как перевозить детей.
По словам нашего собеседника, нужно было взять за основу Европейский опыт и его легализовать. И четко указать:
В принципе и сейчас не поздно усовершенствовать принятый закон. Это входит в компетенцию Кабмина - доработать и утвердить в ПДД раздел "Правила перевозки пассажиров" и в частности – "Правила перевозки детей". Четко прописать возрастные группы детей и заменить единственный, указываемый в нормативном акте сейчас термин "спецсредство" на конкретные названия средств перевозки.
Раскладывающееся автокресло или автолюлька. Для малышей возрастом до 6 месяцев.
Именно горизонтальное положение, по итогам краш–тестов, обеспечивает ребенку этого возраста оптимальную безопасность.
Стоимость: от 1500 грн (новые) и от 300 грн б/у.
Детское автокресло. Для детей возрастом от 6 месяцев до 7 лет.
Оптимально – прошедшее краш–тест по системе ADAS (немецкое независимое агентство автобезопасности, тестирующее также детские кресла), с правильной фиксацией на сиденье и фиксацией ремнями самого ребенка внутри системы.
Стоимость: от 1500 грн (новые) и от 500 гривен б/у.
Бустеры или адаптеры. Для детей в возрасте от 7 до 12 лет (в отдельных странах ЕС – до 13 лет).
Их разрешено использовать наряду с автокреслами. С 2017 года страны ЕС с целью увеличения безопасности прекратили выпуск бустеров без спинок. Хотя к использованию разрешены и старые варианты дизайна.
Адаптер представляет собой "защелку/крепеж", устанавливающийся на основной ремень безопасности так, чтобы конструкция не касалась горла ребенка.
Стоимость:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Под угрозой наказания как владельцы старых машин, так и последних моделей.