В Киеве власти развили незаурядную активность, планируя проверить дворы многоэтажек на предмет нарушений парковки авто. Поводом стала трагедия в Днепровском районе, где в дом попали обломки вражеского дрона. Оперативно потушить пожар спасателям помешало засилье неправильно припаркованных автомобилей, из-за вынужденного промедления погибла пожилая женщина, которая умоляла о помощи.
Глава столичной военной администрации Тимур Ткаченко поручил департаментам КГГА обеспечить постоянное инспектирование проблемных участков жилой застройки, разработать план-график обустройства антипарковочной инфраструктуры, привлечь к такой кампании ОСМД и ЖСК. В соцсетях пишут, что дальше речь может идти о новых ограничениях, запретах и повышении штрафов. Сами ли только владельцы авто виноваты в том, что образовалась такая проблема, интересовалась журналист Коротко про.
В Оболонском районе Киева уже отчитались, что не сидят сложа руки. Спасатели обошли кварталы, напоминая жильцам основные правила пожарной безопасности в домах, и особое внимание уделили обсуждению проблемы парковки в жилых дворах. Подчеркнули, что правильное расположение авто позволяет спасателям и другим службам оперативно реагировать на чрезвычайные происшествия.
Судя по фото, основной аудиторией спасателей были пенсионеры, однако это хороший расчет. Именно бабушки на лавочках наиболее активно гоняют автомобили с асфальта под окнами и засыпают их владельцев угрозами вызвать полицию или просто испортить машину.
Проблема парковки возникла не сегодня, не вчера и не десять лет назад. О том, что пожарные не могут заехать во дворы или добраться до гидрантов, ваш корреспондент писала еще в начале 2000-х. Так же как и о том, что парковка на проезжей части влечет за собой дорожные пробки. С тех пор автомобилей в Киеве только стало больше, а «лекарства» не нашли.
Советник заместителя городского головы Алексей Тихонов считает, что время пришло. Он предлагает разработать для домов и придомовых территорий схемы "ОДР" – организации дорожного движения с учетом путей заезда спецтранспорта, мест его расположения с указанием мест пожарных гидрантов. Этим должен заняться Киевгорсовет как собственник земельных участков, Центр организации дорожного движения и Государственная служба по чрезвычайным ситуациям.
Также, по мнению эксперта, должна быть запротоколирована договоренность между эвакуаторами и представителями управленческих жилищных компаний о вывозе авто, нарушающих схемы. Наряду с этим следует принять решение, что «ОДР» не нуждается в утверждении придомовой территории и передаче ее ОСМД, а владельцы могут самостоятельно профинансировать такую схему, не дожидаясь, пока город выделит средства.
Верховная Рада на уровне закона должна предоставить разрешение на переворачивание, ломку всего, что мешает спасателям добраться до дома и начать борьбу за жизнь людей во время пожара. Потому что сейчас ответственность за повреждение чужого имущества лежит на водителе авто ГСЧС.
В комментариях к посту люди просят добавить в такие меры штрафы, запретить строительство ЖК без паркингов, а также вспоминают, что различные подобные идеи уже возникали, но благополучно забывались.
– Вся эта риторика направлена на борьбу с автовладельцами, – убежден эксперт по безопасности дорожного движения адвокат Вадим Володарский. – Все время придумывают запреты, но не предлагают альтернативы. Даже те места для парковок, которые были, уничтожаются как на уровне власти, так и на уровне не имеющих машин горожан. На придомовых территориях есть детские площадки, спортивные, для выгула собак, лавочки для пенсионеров. Единственная категория населения, которой отказано в своем участке, – это автомобилисты. Я к своему дому на Русановке подъехать не могу, потому что кто-то сразу поднимает крик. А на Русановке, как и в части микрорайона Березняки (именно там и произошла вышеупомянутая трагедия. - Ред.) ближе к Русановке, парковочных мест просто нет. Это значит, что человек должен ехать в другой район, там искать, где поставить автомобиль, и идти к месту назначения ногами или ехать маршруткой.
По мнению собеседника, такая необъявленная «война» преследует цель пересадить как можно больше автомобилистов на городской транспорт, чтобы снизить нагрузку на дороги и повысить рентабельность городских перевозок.
– Но человек для того и покупает автомобиль, чтобы не пользоваться городским транспортом, – констатирует Вадим Володарский. – Современная жизнь делового человека, который все время в переездах, невозможна без своих четырех колес.
Что касается перспективы штрафов за парковку во дворах, то юрист говорит, что они возможны при условии, что машина блокирует проезд спецтранспорта.
– Но блокировка должна быть доказана, иначе любой штраф можно обжаловать в суде.
Патрульные обходят киевские дворы, рассказывая о пожарной опасности и неправильной парковке. Фото: ФБ ГСЧС Киев
У пешеходов свои контраргументы: в городе достаточно платных стоянок, но все хотят экономить деньги и время, бесплатно ставят машину у дома. Доцент Киевской госакадемии декоративно-прикладного искусства член-корреспондент Украинской академии архитектуры Виктор Глеба отмечает, что к вопросу распределения пешеходного и проезжего пространства в Киеве с самого начала подошли, мягко говоря, неправильно.
– По тротуарам шириной от 3,5 до 5 метров расставили антипарковочные столбики и штрафуют всех, кто ставит машину вдоль дороги. В том числе вдоль дороги с односторонним движением, не являющимся нарушением ПДД. За деньги договорились с кем нужно, купили дорожные знаки, расставили их и ходят собирают деньги. Люди из-за этого беспредела должны заезжать во дворы, скрываясь от паркоинспекции, - говорит эксперт по градостроительству.
Виктор Глеба напоминает, что проблема парковочных мест существует во всем мире, и ее пытаются решать рационально.
– Есть опыт Франции, Германии, США, где такие столбики давно убрали как опасность. А на широких тротуарах сделали карманы для машин, оставив пешеходам нормативные 1,5 метра. Поверьте, больше и не нужно. У нас же на 200 гектарах, разбросанных по Киеву, три пешехода в час идут по бульвару шириной в 3,5 метра, и при этом 200 машин стоят вдоль проезжей части на так называемых паркоместах, за которые правят деньги.
Что касается пожара в Днепровском районе, то эксперт настаивает, что власти перекладывают свою ответственность на чужие плечи.
– Нынешний глава КГВА Тимур Ткаченко был руководителем КП «Благоустройство». При нем предприятие занималось тем, что ограждались придомовые территории заборами. Была целая программа по ограждению и деревьев, и газонов. Через такой забор и не смогла проехать пожарная машина. Тушение пожаров возле панельных домов по протоколу происходит из придомовой зеленой зоны. Есть видео: пока женщина горит, пожарные пилят болгаркой ограждение. Беды наделали, когда загородили то, что за проектом никогда огороженным не должно быть. А все бросились кричать, что виноваты владельцы автомобилей.
Виктор Глеба отмечает еще один момент: автомобиль возле дома – гарантия быстрой эвакуации в случае военной опасности.
Паркинги тоже не решают проблему. К примеру, такое одно паркоместо на Позняках обойдется в 13 тысяч долларов. Фото: ОЛХ
Вопрос остается открытым. Тем более что Киев разрастается, и дворы в новых современных ЖК также превращаются в стихийные парковки. По ГСН (государственным строительным нормам) в жилых комплексах должны строиться паркинги, а по факту делают открытые стоянки, где на всех жителей не хватает мест. Другая крайность – паркинг полупустой, а машины ютятся под окнами.
- Если строительство ведется с нарушением ГСН, то должны быть штрафные санкции для подписавшего это архитектора, для застройщика, для организации-инспектора, которая проверила документы и дала по ним положительное заключение, - отмечает заместитель председателя Архитектурной палаты Нацсоюза архитекторов Украины Анна Кирий. – Довольно странно выглядит и то, что по новому закону ЖК должны строиться с бомбоубежищами, а паркинг – это сооружение двойного назначения. То есть строить паркинги должно быть выгодно.
А вот на практике выходит наоборот. Пока раздают взятки за землеотвод, за протекцию и разрешения (стоит вспомнить схемы депутата Киевгорсовета Дениса Комарницкого), строить приходится, как говорят в народе, «из говна и палок» и при этом хочется иметь еще и хороший навар. На паркинге либо сэкономят, либо цена за место в нем дотягивает до цены квартиры. Теперь уже должны экономить люди, которые годами собирали деньги на жилье.