Не дает покоя ученым "Мона Лиза", или "Джоконда", - знаменитый портрет работы Леонардо да Винчи. Зачастили к нему. Новые исследования появляются чуть ли не каждый месяц. Недавно с портретом экспериментировали неврологи - американец Лука Марсили из Университета Цинциннати, британка Лючия Риккарди из Университета Святого Георгия и Маттео Болона из Римского университета Ла Сапиенца. Их, как и многочисленных предшественников, интересовала улыбка женщины, позировавшей живописцу. Вот какая она все-таки? Искренняя? Или хитрая? Что выражает? Да и улыбка это или просто ухмылка?
Ни то ни се - так решили исследователи: нечто среднее между улыбкой и гримасой. Потому что рот на портрете изображен не симметрично. То есть криво. Это "открытие" и повлекло дальнейшие умозаключения.
Асимметричность улыбки Моны Лизы была выявлена с помощью зеркальца. Неврологи приставили его к губам женщины, поделив их пополам, - так, чтобы в зеркальце отражалась другая половина. Полученные - целые изображения - сравнили.
"Правые губы" загибались вниз так, что лицо становилось грустным (1). Кончики губ, составленных из левых частей - реальной и отраженной, были приподняты так, что не оставляли сомнений: это улыбка (2).
Свои личные впечатления ученые проверили на добровольцах - почти все увидели то же самое. А именно сообщили о счастливой в одном варианте отражения и некой напряженной гримасе - в другом.
Вывод, опубликованный в журнале Cortex: кривая улыбка, имеющаяся на портрете, не может быть искренней. Натурщица либо хитрит, задумавшись о чем-то своем - женском, либо устала улыбаться позируя.
Еще по одной - конспирологической - версии, Леонардо да Винчи, будучи великим физиономистом, знал об эффекте, который могут производить асимметрично выписанные губы - в виде полуулыбки. Сознательно изобразил их именно так. И что-то этим зашифровал.
Кстати, вдруг именно в кривых губах и скрыт секрет знаменитого эффекта - будто бы Мона Лиза то улыбнется, то загрустит? Взгляд наблюдателя мечется из одной стороны в другую, отчего и возникает соответствующая иллюзия.
Двойственное впечатление усугубляют не только "разные" губы, но мимика в целом. Согласно популярной по нынешний день теории, автором которой был французский невролог позапрошлого века Гийом Дюшен, эмоцию радости лицо выражает совместным сокращением мышц - щеки приподнимаются, глаза щурятся. Мона Лиза ничего такого не демонстрирует даже своей вроде бы "радостной" стороной. ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Свои эксперименты два года назад провели немецкие психологи из Фрайбурга. Их вывод: Мона Лиза все-таки улыбается. Более того, улыбается радостно.
Психологи тоже занимались исключительно губами. Чуть подправили их - создали несколько вариантов. На одних кончики были чуть опущены, на других - чуть приподняты. В итоге получился набор из 9 улыбок. Настоящей среди них - с картины - была одна. Четыре были искусственно опечаленные и четыре увеселенные. Улыбки перемешали и начали предъявлять добровольцам, чтобы те их оценили. Результат: 97 процентов участников эксперимента записали улыбку с портрета Моны Лизы в веселые. О чем ученые сообщили в журнале Nature.
- Женщина, изображенная на портрете, была всем довольна и не скрывала этого, - заверял тогда психолог Юрген Коммайер, руководивший исследованиями.
В самом деле, ей ли было быть в печали? По наиболее правдоподобной гипотезе, Леонардо да Винчи, писавшему картину в период с 1503 по 1517 год, позировала Лиза Джерардини дель Джокондо - жена зажиточного купца, торговца шелком, по имени Франческо дель Джокондо. Якобы он и заказал ее портрет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ученые связали выражение лица женщины, изображенной на знаменитой картине Леонардо да Винчи, с настроением людей, которые пришли на нее взглянуть.