Мона Лиза улыбается? Ухмыляется? Насмехается? Или просто скривила рот?
Доктор Эрика Зигель с коллегами из Университета Калифорнии полагает: точного ответа на эти вопросы нет и быть не может. Потому что каждому мерещится свое.
По мнению ученых, выражение лица женщины, изображенной на картине, меняется в зависимости от эмоционального состояния людей, пришедших к ней в Лувр. Веселым, радостным, одухотворенным и счастливым посетителям Мона Лиза обязательно улыбнется. Мрачным и злым состроит гримасу. Равнодушным вообще ничего не выразит.
К подобным выводам привели эксперименты, в которых приняли участие несколько десятков добровольцев - людей не совсем обычных, а с ярко выраженным доминированием одного глаза над другим.
Человек, обладающий доминирующим или ведущим глазом, как его еще называют, именно на этот глаз и полагается в первую очередь, получая и оценивая зрительную информацию.
Добровольцам показывали изображения двух лиц одновременно. Перед доминирующим глазом мелькали ничего не выражающие физиономии. А другой глаз видел лица, демонстрирующие разные эмоции - счастье, веселье, гнев, страх.
После демонстрации добровольцев просили оценить увиденное. И оказалось: ничего не выражающее лицо, мелькавшее перед доминирующим глазом, представлялось улыбающимся, если другой глаз видел счастливое или радостное лицо. И наоборот: злобные и печальные физиономии стирали улыбку с нейтрального лица.
Ученые полагают, что аналогичный феномен проявляет себя и при встрече с Моной Лизой. Она начинает улыбаться человеку, который пришел в хорошем настроении. А не после ссоры с женой, как подметила Эрика Зигель.
Те, кто не сомневается, что Мона Лиза все-таки улыбается, спорят о другом. А именно пытаются понять, как она улыбается. Печально или весело? Спорят вот уже несколько столетий. Потому что попадают под власть таинственного феномена: у тех, кому доводилось разглядывать знаменитый портрет работы Леонардо да Винчи - не у всех, но у многих, - возникало двойственное впечатление. Сначала казалось, что улыбка у женщины насмешливая и хитрая. А потом - буквально через несколько минут - она становилась печальной. В итоге некоторые даже называли улыбку жалобной и горькой. Как у одесской Мурки, перед тем как ее зарезали.
Ситуацию недавно прояснили немецкие психологи. Их вывод: улыбка у Моны Лиза все-таки веселая. То есть радостная и приветливая, если хотите. Но отнюдь не печальная.
Экспериментаторы вырезали из картины Леонардо да Винчи участок с губами. И чуть подправили их - где подняли кончики губ, где опустили. В итоге получился набор из 9 улыбок. Одна из них была настоящая - реальной Моны Лизы с картины. Плюс четыре "опечаленные" и четыре "увеселенные". Улыбки предъявляли добровольцам. Каждый оценивал их в 30 "подходах". Итог: 97 процентов участников эксперимента записали реальную улыбку с портрета Моны Лизы в веселые. Из чего ученые и сделали свои "эмоциональные" выводы.
Кстати, по наиболее правдоподобной гипотезе, Леонардо да Винчи, писавшему картину в период с 1503 по 1517 год, позировала Лиза Джерардини дель Джокондо - жена зажиточного купца, торговца шелком по имени Франческо дель Джокондо. Ей ли было быть в печали?