Пожилые люди становятся легкой добычей для мошенников и неэтичных продавцов.
Одна из причин этого явления - чрезмерная для нашего жесткого времени доверчивость пенсионеров, считает психолог Карина Килибарда.
- Чаще всего ситуация такова: пожилые люди живут одни и предоставлены сами себе. Они одиноки, и им не хватает общения. Дети выросли, родственники далеко, друзья-ровесники болеют. Когда рядом оказывается человек, готовый с ними поговорить, предложить помощь, пожилые люди чрезмерно открываются. По этой же причине старики легко доверяются "работникам ЖКХ", "сотрудникам полиции", "врачам"...
Чем и пользуются злоумышленники, нередко представляясь сотрудниками этих служб.
- В этом возрасте им становится сложнее включать критика?
- Пожилые одинокие люди так сильно фиксируются на положительной стороне общения, что упорно игнорируют явно настораживающие моменты. Кроме того, с возрастом человек несколько слабеет, а вместе с этим растут тревога, беспокойство, страхи. С выходом на пенсию человек еще сильнее чувствует свою беспомощность и даже бесполезность, что грозит депрессией, от которой люди спасаются любым общением, в том числе и с сомнительными личностями.
Каждый понимает, что наши возрастные родители всегда волнуются и переживают за нас, уже выросших своих детей, и за других близких. Мошенники играют и на этом.
- Как вести себя, когда навязывают товар по телефону, в письмах, лично?
- Самый главный совет и возрастным людям, и их детям: делайте покупки, если это созревшее ваше собственное решение. Ради чего вы специально вышли из дома или вошли в интернет? Чтобы сделать конкретное приобретение? Делайте и старайтесь не реагировать на предложение извне, все эти всплывающие по ходу "акции" и "спецпредложения".
А уж если так случилось, что вас заинтриговало неожиданное предложение, то всегда держите дистанцию с продавцом, причем в самом буквальном физическом смысле. Если это личное общение (на улице, у магазина), отойдите от него на несколько шагов. Не стесняйтесь перебить и переспрашивать несколько раз о том, что интересует вас при покупке.
Важный момент - темп речи. Мошенники часто ускоряют темп беседы. Создают ощущение, что решение о покупке должно быть быстрым, иначе "всё разберут". Что ж, а вы уточняйте нужную вам информацию спокойно или даже медленно. И тем тоном, который удобен именно вам. Таким образом это уже вы будете вести диалог, а продавец будет вынужден подстраиваться под вас.
- Да, сейчас научились продавать на каком-то нерве, вызывая чувство неловкости, если не покупаешь...
- Вот именно! Смело говорите нет и уходите, когда вам пытаются навязать покупку. Помните: вы ничего не должны продавцу, сколько бы времени он с вами ни провел. Вы имеете право встать и уйти в любой момент, не чувствуя вины и стыда. Продавец выполняет
свою работу. А ваша задача - защитить себя и собственный кошелек от чужой интервенции. Игнорируйте убеждения продавца, если вы точно знаете, что не собирались совершать такую покупку. Если вам кажется, что перед вами мошенник, спокойно и твердо скажите нет. Если "продавец" не отстает, позвоните своим взрослым детям или друзьям. Скорее всего, они помогут расставить точки над "i".
|
Звонят от имени детей или внуков, звонят от лица представителей банков, прокуратуры, операторов сотовой связи и по отрепетированной схеме уверенным голосом выуживают у доверчивых стариков большие и маленькие суммы... Используется несколько схем развода.
Голос в телефоне или СМС бодро извещает, допустим, о денежном выигрыше, для получения которого предлагают сначала "заплатить госпошлину" или "налог". Люди преклонного возраста (как правило, очень законопослушные) ведутся на обман и, конечно же, навсегда расстаются с очередной суммой своих сбережений, больших и маленьких.
Что делать?
Не вступайте в разговор с мошенниками. Вешайте трубку, если слышите незнакомый голос, делающий заманчивые предложения. (И пусть собственная невежливость вас не пугает!)
Звонком или письменным сообщением стариков информируют о блокировке банковской карты и рекомендуют позвонить по определенному номеру в банк для решения вопроса. Нечего и говорить, что перепуганные старички перезванивают и общаются с псевдосотрудниками банка, доверчиво выкладывая им всю персональную информацию вплоть до PIN-кода своей карты. И, конечно, лишаются всех денег на карте.
Что делать?
Нельзя пересылать деньги на предлагаемые счета и сообщать любые данные о своей карте.
Кому только не прилетала тревожная фраза с незнакомого номера: "Мам, пришли денег на этот номер. Потом объясню!"
Многие на этот трюк не клюют, а вот сердобольные наши бабушки, если владеют механикой перевода средств по мобильной связи, как правило, моментально включаются.
Что делать?
Перезвоните своим детям или взрослым внукам (напишите СМС) и сообщите о том, что вам предлагали перечислить им деньги.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"КП" в Украине" собрала несколько историй, которыми с нами поделились наши читатели и знакомые. А то, что эти истории повторяются, наводит на мысль - мошенничества у нас не просто не редкость, а поставлены, что называется, "на поток".