В прошлом номере толстушки от 27 июня мы рассказали о том, что в Украине закрылся детский журнал "Барвінок". Возник он на основе журнала "Октябренок", издававшегося в Харькове с 1928 года. На нем выросли целые поколения украинцев. Печататься в "Барвінке" считали за честь Максим Рыльский, Павло Тычина и Лина Костенко.
Поэтому сегодня мы решили рассказать современной молодежи, какие журналы читали их мамы и папы, бабушки и дедушки.
Можно с уверенностью сказать: это наши первые журналы. Яркие, красочные, недорогие по подписке - они были практически в каждом доме.
По сути, первые комиксы в своей жизни мы увидели именно в "Веселых картинках", где публиковались истории в рисунках и приключения героев "Клуба веселых человечков".
"Мурзилку" начинали выписывать для детей 5 - 6 лет и лет до 11. Забавные рассказы, стихи, в конце журнала - загадки и шарады и, конечно, знаменитый "сериал" "Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды", который печатался с конца 70-х годов. Эти номера раскупались в киосках, были дефицитом в читальных залах библиотек.
Сатирический журнал, без преувеличения, был одним из самых популярных в Украине. Его читали все: и селяне, и рабочие, и служащие, и даже власть имущие. Другой сатирический журнал - российский "Крокодил" как-то украинцам не зашел. А вот "Перець" делался действительно для народа и очень качественно. В номер писали гиганты пера - Остап Вишня, Павло Тычина, Максим Рыльский, Олег Черногуз, Павел Глазовой, Степан Олийник и др., шикарные карикатуры Анатолия Василенко, Радны Сахалтуева, Владимира Гливенко.
Конечно, полно было и всевозможного идеологического мусора, но ценители находили в нем настоящие жемчужины юмора. Удивительно, но многие боялись публикаций в журнале, так как некоторые рубрики были направлены на реальное устранение реальных недочетов на местах и посвящены также именно жалобам читателей. Как было не ценить такой журнал, когда больше порой и пожаловаться было некуда?
"Перець" просуществовал, хоть и с перерывами, с 1922 по 2013 год.
Ежемесячные журналы для школьников средних классов. Некоторые предпочитали исключительно ленинградское издание, то есть "Костер", а кому-то был ближе "Пионер".
Каждый из этих журналов мог похвастаться премьерами, которые были именно на их страницах. В "Костре" впервые стали печатать "Двух капитанов" и "Сказку о потерянном времени". А "Пионер" первым познакомил ребят со стариком Хоттабычем.
Специализированные ежемесячные издания для детей. У мальчишек популярностью пользовался "Юный техник" и приложение к нему - там печатались новости о машинах, фантастические рассказы, простенькие схемы для сборки, а на последней странице Эмиль Кио раскрывал секреты фокусов.
"Юный натуралист" - для любителей природы. Журнал привлекал красочными картинками, которые иногда вырезались и наклеивались в личные дневники или опросники.
Журналы наших родителей. Эти три издания, как правило, выписывали мамы и бабушки. И если несколько первых страниц "Работницы" и "Крестьянки" можно было спокойно пролистывать, читая вскользь про женские профсоюзы и статьи про ударниц социалистического труда, то начиная с середины журнал становился более прикладным: выкройки, рецепты, полезные советы из серии "хозяйке на заметку", небольшие заметки про здоровье и воспитание детей, фотографии артистов эстрады.
Зачастую все это аккуратным образом вырезалось и хранилось.
"Здоровье" тоже можно было обычному человеку читать с середины. Иногда журнал выносился во двор, на лавочку, где бабушки горячо обсуждали тот или иной совет.
Журналы с пластинками внутри, и, кстати, одни из самых дорогих. "Кругозор", как правило, с синенькими целлулоидными пластинками, пользовался спросом, даже несмотря на то, что примерно 70% аудиопродукции не были особо интересными. Отрывки из книг (предтеча аудиокниг), что-нибудь политическое, звуковой репортаж с целины или БАМа, но последние две-три пластинки в конце журнала - это именно эстрада. По большей степени советская, иногда - зарубежная. Например, в 1988 году "Кругозор" выпустил пластинку с двумя песнями Майкла Джексона, и тираж разошелся за считаные часы.
"Колобок" - журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста. И пластинки - это, как правило, песни, стихи и небольшие аудио-постановки сказок. Гибкие диски вначале печатались на приобретенной во Франции специальной машине, а начиная 1991 года часть тиража выходила с аудиокассетой. Правда, длилось это совсем недолго, так как уже на следующий год "Колобок" закрылся окончательно.
Литературно-художественный журнал был основан еще в период расцвета украинской литературы - в так называемое время "Расстрелянного возрождения". А настоящую славу он приобрел в 60-е годы ХХ века, в "хрущевскую оттепель", когда на страницах журнала можно было встретить авторов, подвергавшихся гонениям от советских властей, но так и не предавших свои убеждения. В журнале публиковался как цвет украинской литературы, так и молодые авторы, многие из которых потом сами стали маститыми: Лина Костенко, Григор Тютюнник, Валерий Шевчук, Евгений Гуцало и многие другие.
Пользовался он популярностью, скорее, в кругах продвинутой интеллигенции. Он существует до сих пор.
До популярности "Крестьянки" или "Работницы" журнал не дотягивал, хотя содержимое их, в общем-то, было одинаковым - прославлялся героический труд советской женщины, полезные рубрики - выкройки, вышивки, рецепты, даже ноты популярных песен. Главным же его достоинством был украинский язык издания. Хоть выхолощенный и "осовеченный", но все же не давал забывать хотя бы грамматику.