Загрузить еще

Как я была председателем родительского комитета, или Школьные "поборы" – взгляд изнутри

Как я была председателем родительского комитета, или Школьные
Фото: Большинство родителей школьников неспособны ребенку даже бутылку воды с собой дать. Фото: Оскар ЯНСОНС

Харьковская школьная история с тортом наделала в интернете немало шума, и поток негатива не иссякает уже несколько дней. И хотя в сложившейся ситуации все участники показали себя с наихудшей стороны, достается, в основном, родительским комитетам.

Несколько лет назад на личном опыте я убедилась: эта "общественная нагрузка" - совсем не сахар. И за 8 лет в классе моей дочери так и не нашлось ни одного родителя, который бы захотел взвалить ее на себя.

Случайная "почетная обязанность"

Скажу сразу - получилось это случайно. На самом первом родительском собрании первоклашек с председателем родительского комитета определились сразу: одна из мам работала бухгалтером в нашей школе (речь идет о Киеве. - Ред.). Но всего нужно было три человека, и на такую общественную нагрузку никто не соглашался. Мы, родители, все видели друг друга впервые, и об избрании не могло быть речи – вся надежда была на то, что кто-то предложит свою кандидатуру. Собрание шло уже третий час. Уже даже и деньги собрали, но учительница была неумолима: в родительский комитет нужен еще хотя бы один человек. В конце концов, я сказала, что могу помогать, но деньги даже в руки не возьму. Практически насильно в список внесли еще одну маму. Все облегченно вздохнули и разошлись.

Через два месяца мне позвонила председатель родительского комитета и попросила встретиться в школе перед уроками.

"Извините, но это вам!" - с этими словами она передала мне списки родителей с номерами телефонов, скромный отчет за 2 месяца, остаток собранных денег и пояснила: "Не могу больше заниматься общественной работой – она очень нервная. А мне в роддом уже через месяц, мне нервничать нельзя".

Я забрала у нее бумаги и деньги с твердым намерением всучить кому-то эту "почетную обязанность" на следующем собрании. Но у меня ничего не вышло ни в тот раз, ни в последующие годы.

25 грн – и ни в чем себе не отказывайте!

Поскольку отработала (да-да, именно отработала!) я на этой "должности" 8 лет, мне есть, что сказать всем противникам так называемых "поборов".

Начну с того, что родители, сдав свои 25-50 грн в месяц (именно столько мы собирали в зависимости от прогнозируемых расходов), просто самоустраняются: мол, я деньги сдал – чего вы еще хотите?

А вы понимаете, что такое съездить на другой конец города и привезти 33 комплекта учебников и тетрадей по английскому? Или притащить сотню тетрадей для контрольных - "чтоб у всех были одинаковые"? Или организовать поездку в Пирогово, музей или театр, когда ни один из родителей не соглашается быть сопровождающим? Или провести 4 дня именинника в год (по количеству сезонов), чтобы всем было весело и никто не чувствовал себя обделенным или забытым? Или ко Дню учителя не просто купить 15 комплектов букетов и коробок конфет, но еще и распределить их между детьми-"дарителями", так, чтобы никто из них не расстроился и поздравил "от класса", кого хотел? Кстати, моя дочь ни разу никому и ничего не дарила "от класса", дабы избежать обвинений в "кумовстве".

"Новые обязанности" сыпались на меня как из рога изобилия. Например, родители предложили поставить в классе кулер с водой, следить за которым, чтобы вовремя подвозили воду, опять-таки пришлось мне. Хотя своему ребенку я наливала с собой пол-литровую бутылку воды в теплое время года и пол-литровый термос горячего чая в холодное время года, оказалось, что многим родителям такие подвиги не под силу. Вообще, мне порой казалось, что если бы была такая возможность, они бы поручили мне всё, вплоть до покупки канцтоваров, рюкзаков и школьной формы!

Каждый вечер (!) домашний и мобильный телефоны разрывались – половина родителей считали своим долгом позвонить мне хотя бы раз в неделю, а половина – каждый день. Вопросы были самые разные, но неизменно очень важные – от "Что детям задали по украинскому, мы не поняли задание?" до "А мы собираемся что-то дарить учителям на Новый год?". Однажды – и этот звонок я запомнила на всю жизнь – мне позвонила мама с претензией: почему я ей не напомнила, что у ее ребенка был день рождения?! Из-за меня она забыла купить сыну подарок!

Звонили не только родители, но и дети, смешно прося меня к телефону: "А можно, пожалуйста, позвать к телефону тетю Наташу, маму Дианы? Тетя Наташа, а мы в театр кукол поедем?".

"А куда вы все деньги деваете?"

У меня были нормальные, практически дружеские отношения со всеми детьми и их родителями – с двумя семьями мы даже познакомились настолько близко, что и сегодня  остаемся лучшими друзьями. Но денежные вопросы периодически немного омрачали действительность. Несмотря на то, что на каждом собрании я предоставляла родителям отчеты о потраченных деньгах (распечатывала 32 отчета – чтобы каждый мог дома изучить с калькулятором, а тетрадку с подклеенными чеками пускала по рядам на собрании), вопросы все равно возникали.

Например, одна девочка во втором классе подошла ко мне и спросила: "Тетя Наташа, а куда вы столько денег деваете?". И, разумеется, я понимала, что этот вопрос обсуждается ее родителями, которые считают, что 25 грн в месяц – это слишком много, а девочка его просто ретранслировала.

Некоторые родительские вопросы и вовсе меня вводили в ступор. Например, одна мама перед уроками поймала меня возле школы и на полном серьезе предъявила свой расчет: весь класс сдал по 25 грн в месяц – это 825 грн (в момент оглашения этой сумасшедшей суммы она потрясла перед моим носом калькулятором). Неужели из этих денег нельзя выделить 40 грн на рабочие тетради по английскому?!

Честно говоря, мне стоило больших трудов понять, что она не шутит: ведь 825 грн – это деньги всего класса, а 40 грн стоила рабочая тетрадь для каждого! К консенсусу мы так и не пришли…

После 8-го класса моя дочь перешла в физмат-лицей, и я просто перестала ходить на собрания, опасаясь, что меня припашут в родительский комитет и там.

А к тому времени я уже четко понимала, что хочу от школы только одного – покоя.

Наталья Мичковская - экономический обозреватель "КП" в Украине", а когда-то - председатель родительского комитета

ВОПРОС РЕБРОМ

Почему каждое родительское собрание превращается в "поборы"?

А когда еще прикажете собрать эти 25 грн в месяц? Может мне после собрания ходить по домам?

Если это кого-то утешит, то поверьте: те, кто собирают деньги, ненавидят собрания еще больше, чем тех, кто их сдают. Просто тех, кто собирает, гораздо меньше, и потому их в общем крике хуже слышно.

В ТЕМУ

Куда уходят деньги

Почему-то бытует мнение, что родительский комитет инициирует всякие расходы – от ремонта и новых занавесок до подарков учителям – чтобы "выслужиться". Я не знаю, откуда это берется, потому что лично я только и делала, что умеряла аппетиты школы и самих родителей.

Конечно, прежде всего я преследовала свои интересы, прекрасно понимая, что деньги на ремонт класса, новый линолеум или на шторы и кондиционеры в актовом зале придется собирать мне, а сделать это очень непросто. У нас в классе не было ни одного неплательщика – мне со всеми удавалось найти общий язык. Но после некоторых бесед с родителями я чувствовала себя как выжатый лимон – создавалось впечатление, что я собираю деньги себе на подарок!

Была и другая причина. Я и в самом деле не понимаю, почему с нас, родителей, школа требовала поставить в классах дорогущие шкафы-купе, в то время как многие родители не имели финансовой возможности поставить их у себя дома (шел 2004-2005 год). После того, как я озвучила эту мысль на школьном собрании, директор меня, мягко говоря. очень невзлюбила.

Что касается расхода денег, которые собираются ежемесячно, то они утекают как вода сквозь пальцы по самым разным направлениям:

  • кулер с питьевой водой,
  • цветы и конфеты учителям к праздникам (опять-таки, это не моя инициатива, а пожелание родителей, которые считают, что "что-то надо дарить", но заниматься этим не хотят),
  • организация праздников в классе - дни именинников, Новый год,
  • подарки детям на "гендерные праздники" - и это, опять-таки, горячее пожелание родителей и моя "головная боль",
  • подручные материалы для школьных стенгазет – ватман, краски, цветная бумага, фломастеры, наклейки, цветные мелки и т.д.,
  • атрибуты для школьных конкурсов – как минимум ткани для самых простых костюмов, которые, кстати, шила тоже я со своими подругами,
  • оформление тематических уголков в классе,
  • недорогие экскурсии (на дорогие приходилось собирать отдельно).
Новости по теме: Школы