Несколько лет назад у нас с коллегой дети поступали в вузы, и мы за чашкой кофе делились планами.
- Моя будет все-таки на программную инженерию поступать. Математика – ее несомненный талант и конек, так что путь практически предопределен, - сказала я.
- А мы пока не решили, куда отдадим документы. Тебе повезло, твоя ж "математик". А у меня гуманитарий вырос…
- Историей или географией увлекается?
- Да нет…
- Языками?
- Нет…
- Биологией? Астрономией? Химией? – не сдавалась я.
- Да нет, ничем он не увлекается!
- Но ты же его почему-то назвала гуманитарием?!
- Ну так он просто математику терпеть не может!
С тех пор (да просят меня настоящие гуманитарии!) в нашем узком кругу появилась шутка. "Гуманитариями" мы среди своих называем тех, кто "терпеть не может математику", а также тех, кто не разбирается ни в чем.
К сожалению, само слово "гуманитарий" сегодня действительно обесценивается. Почему-то считается, что для того, чтобы назвать себя "аналитиком", "математиком", "технарем" нужны веские основания, а вот для того, чтобы назвать себя "гуманитарием" они не требуются. В результате на выходе получаем: конкурс на технические специальности в вузы уменьшается, как и уменьшается количество желающих сдавать математику и физику. Но и те, кто сдают точные науки, зачастую не могут решить элементарные задания. В частности, как констатировали в УЦОКО, в этом году почти половина выпускников не справилась с заданием сократить дробь!
Словом, растет смена "гуманитариев".
Меня всегда удивлял вопрос, который неучи всех времен и народов задают учителю математики: где мне пригодятся ваши синусы и косинусы? Вы не поверите, но у меня есть пара знакомых, которые не просто не знают таблицу умножения, но и ничуть этого не стесняются! Мы как-то постепенно пришли к тому, что сегодня уже не стыдно ни в чем не разбираться, даже в самом элементарном.
Кстати, обычно учителя математики, услышав вопрос про "зачем математика" тушуются и так сходу и не сформулируют ответ. Но как-то аналогичный вопрос задали более подготовленному учителю математики Джереми Куну, и он сходу назвал 5 причин, почему математика – это важно.
1. Математика учит признавать свои ошибки
А еще - двигаться вперед, искать другие способы решения и таки решать задачу!
2. Математика учит точности.
Точность – это вежливость далеко не всех королей, зато всех математиков. В математике у каждого термина и явления есть четкие определения – не зря нас в школе заставляли учить теоремы и аксиомы назубок!
3. Математика учит мыслить на несколько шагов вперед
Один неверный шаг – и задачу придется начинать решать сначала!
4. Математика учит мыслить нестандартно
Я не буду долго рассказывать – просто попробуйте если не решить, то хотя бы понять очень популярную задачу по теории вероятности про "три двери" (парадокс Монти Холла).
5. Математика учит никогда не сдаваться
Если вы не решите задачу, ее все равно решит кто-нибудь другой. Но у вас есть шанс стать первым.
В нашей семье любовь к математике передается по женской линии (здесь должен быть смайлик). Моя мама до сих пор обожает решать нестандартные математические задачи, а моим любимым домашним развлечением в старших классах было решать задачи из сборника Сканави. И, конечно, любимым школьным предметом моей дочери всегда была математика.
Моя Диана выучила таблицу умножения в 4 года, причем совершенно самостоятельно. А дело было так.
Мы пришли в магазин оптики выбирать ей солнцезащитные очки, и она была поражена, каким большим был выбор.
- Этих очков, наверное, здесь целая тысяча! – восхищенно сказала она.
- Нет, их всего 300, - машинально поправила я.
В тот день до покупки очков дело дошло не скоро. Она стояла и несколько раз их пересчитывала, до тех пор, пока не убедилась, что их действительно триста.
После этого она сделала большие глаза и сказала, что тоже хочет научиться такому "волшебству". И я с удовольствием ей рассказала, что это волшебство называется таблицей умножения. На стенде висели по 10 очков в 10 рядов. И такие стендов было 3 – вот и все волшебство.
Через неделю Диана выучила таблицу умножения и, когда в гостях, например, открывали коробку шоколадных конфет, с удовольствием восхищала всех присутствующих освоенным "волшебством": "А кто знает, сколько здесь конфет? А я знаю: 64!".
Хотите, чтобы ваши дети полюбили математику? Сделайте так, чтобы им было интересно!
Поверьте: знание математики сделает их жизнь гораздо шире и увлекательнее, но при этом совершенно не помешает при желании стать настоящим гуманитарием.
Не тем, который просто ненавидит математику, а по-настоящему хорошим переводчиком, биологом, социологом или юристом.