Нередко украинцы узнают про очередное "покращення" мимоходом – мол, да, собирались что-то в очередной раз повышать (урезать, отменять и т.д.), а вы что, не знали? Так вышло и на этот раз, когда о предстоящем делении пассажирских поездов на классы страна узнала из интервью с начальником департамента пассажирских перевозок дальнего следования "Укрзализныци" Александром Красноштаном.
Оказалось, что деление поездов на три класса - комфорт, стандарт и эконом – произойдет уже до конца лета. А сегодня, по словам чиновника, "Укрзализныця" находится на финальной стадии согласования изменений с Мининфраструктуры.
"Идея в том, что если пассажир покупает билет на поезд класса комфорт, он получит новый вагон (срок службы до 10 лет), биотуалеты, кондиционирование и т. д., - пояснил Красноштан. - Это будет полный пакет услуг. Мы предполагаем, что в поездах класса комфорт будут только купе и СВ-вагоны. Маршрутная скорость в таких поездах будет составлять не менее 70 км/час, это будет самое удобное время прибытия поезда".
Очевидно, что скорость 70 км/час, в то время как космические корабли бороздят просторы Вселенной, а украинцы замерли в ожидании гиперлупа, не совсем то, что мы хотели услышать относительно качественных характеристик поезда класса "комфорт". Неужели нельзя было пообещать чуть большую скорость?
"Нельзя! – говорит транспортный эксперт Василий Шевченко. – Несмотря на то, что европейские стандарты предусматривают высокоскоростные поезда, у нас это невозможно по вполне объективным причинам. Дело в том, что наша "Укразализныця" ориентирована на грузовые перевозки. Для сравнения: в Украине 80% перевозок – грузовые, в то время как в Европе – порядка 20%. Грузовые поезда на 1000 тонн деформируют колею, а технологическое провисание контактного провода и другие особенности не позволяют серьезно увеличить скорость движения, так что высокие европейские скорости для нас недостижимы. Кстати, именно поэтому на украинской железной дороге широкая колея – чем шире колея, тем лучше она переносит большую нагрузку".
В поездах типа "стандарт" будут допускаться плацкартные вагоны хорошего уровня, с кондиционером, с биотуалетом. В этих поездах будет скорость меньше, чем 70 км/час. В эконом-поездах будут вагоны старше, возможно отсутствие биотуалета и кондиционера.
Честно говоря, тонкое замечание насчет "возможного отсутствия биотуалета и кондиционера" в плацкартных вагонах эконом-уровня вызывает гомерический хохот у всех, кто в последнее время ездил в украинских пассажирских поездах.
И тут возникает закономерный вопрос: отчего же оторванный от реальности Красноштан не поинтересовался реалиями поездок у того же министра инфраструктуры Омеляна, который, по его собственным словам, регулярно ездит в плацкартных вагонах и, стало быть, мог бы многое порассказать о биотуалетах и кондиционерах "убитых" украинских поездов.
Говоря о стоимости билета, начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования УЗ отметил, что ведомство планирует самостоятельно регулировать цены билетов на поезда классов "комфорт" и "стандарт", а регулирование цены на поезда класса "эконом" оставить за государством. При этом Красноштаг пообещал, что пассажирам это будет даже выгодно, потому что в "Укрзализныце", оказывается, "на многих направлениях хотели бы снизить цену на билет".
И как это у них все время получается – "хотят снизить", но приходится все время наступать на горло собственным желаниям и против воли постоянно повышать тарифы? Да еще и при этом умудряются постоянно жаловаться, что мало повысили – мол, от этих пассажиров нет никаких доходов, одни расходы!
Надо сказать, что в снижение тарифов не верят ни пассажиры, ни эксперты.
- О понижении цен на билеты речь идти не может, поскольку перевозки пассажиров – это глубоко убыточный бизнес. Тариф покрывает лишь треть расходов на перевозку, - отметил в комментарии "КП" в Украине" эксперт в сфере транспорта, экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава.
- А как же с этой убыточностью справляются в Европе?
- Во-первых, цены в Европе значительно выше. Во-вторых, европейские железнодорожники получают дотации от государства – у нас же государство относится к железной дороге сугубо утилитарно. В Европе, кстати, и вагоны покупаются за счет государства, а у нас за 27 лет независимости за бюджетные деньги не было куплено ни единого вагона. Железной дороге просто предлагают выживать в предложенных условиях, вот она и выживает, прилагая максимум усилий.
- То есть, разделение вагонов на классы – это тоже один из способов выживания? Чтобы не поднимать цены на все билеты, некоторые из них (в поездах третьего класса) останутся более бюджетными?
- Совершенно верно. Кроме того, это приемлемое решение в рамках существующего вагонного парка. Кстати, "Укрзализныця" не устанавливает цены на билеты – тарифы устанавливаются правительством. В "УЗ" не раз предпринимали попытки возложить эту функцию на себя, но пока им это не удалось, поскольку цены на железнодорожные билеты – это социально значимый фактор.