Главной новогодней елки в Киеве в этом году, скорее всего, не будет. Так решили люди в считаные дни, собрав под соответствующей петицией нужное количество голосов.
Ответной петиции с требованием таки поставить главное новогоднее дерево, что предполагалось, но пока не было сделано, на данный момент в мэрию Киева не поступало. Верно ли такое решение или нет - вопрос, на который каждый должен ответить для себя сам. Другое дело - в уникальности ситуации.
Новогоднюю елку уже запрещал Николай Второй при поддержке священников еще в 1914 году, затем большевики сделали то же самое, сославшись на тезис о церковном («рождественском») происхождении традиции. Они же вернули праздник перед началом Второй мировой войны, превратив его из абсолютно семейного в общественно-патриотический. Елку после этого не отменяли ни разу. Новогодние праздничные дни 2022-2023 года станут уникальными. Народ сам решил – нужны они ему или нет.
Мы же, вспоминая историю, узнали, как встречали киевляне не менее трагический, чем в наши дни, Новый год - 1917-й, накануне больших перемен и потрясений.
Несмотря на войну, революцию и безвластие, люди готовились к празднику. Традиционному и семейному. И никто тогда, в далеком 1917 году, не знал, что этот Новый год станет последним, который отметят по привычному, сформированному столетиями сценарию. Уже в конце января 1918 года Ленин подпишет декрет о переходе на западноевропейский календарь, и все поменяется. Ведь до этого праздник - встреча Нового года - входил в Рождественскую неделю и был скорее религиозным, чем светским. Конец 1917-го исключением не был, люди в основном собирались провести ночь в храмах, а не за праздничным столом.
"Архиерейское служение в Софийском кафедральном соборе. Сегодня, в воскресенье, 31 декабря, божественную литургию совершит преосвященный Назарий, епископ Черкасский. В 1 час ночи на 1 января 1918 года молебен будет отслужен высокопреосвященным Платоном, митрополитом Бакинским и Тифлисским, экзархом Кавказским. В понедельник, в день Нового года, литургия и молебен будут совершены высокопреосвященным Владимиром, митрополитом Киевским и Галицким", - сообщали едва ли не все газеты, вышедшие в Киеве 31 декабря 1917 года.
Именно церковь призвала верующих отказаться от новогодних елок. Дело в том, что эта традиция пришла в Российскую империю из Германии, а поскольку страны находились в состоянии войны, Синод счел неэтичным украшать в домах новогодние деревья. Этакая дореволюционная "декоммунизация".
Киевляне к мнению батюшек прислушались, но "елки" не отменили. Кстати, в те годы не было принято устраивать большие уличные гулянья. Две главные елки устанавливались в зданиях Купеческого собрания на Крещатике (не сохранилось) и Дворянского собрания (здесь сейчас находится филармония).
Чем уж точно традиции прошлого века были похожи на наши, так это детскими утренниками...
"Союзное кафе. Николаевская улица (напротив цирка). Елка. Для детей. Днем в 12 часов. Танцы, игры, сюрпризы, аттракционы. При участии клоунов, акробатов, танцоров. Проводятся конкурсы: детской красоты с выдачей 10 призов и конкурс за лучшее исполнение танцев с выдачей 10 призов. Вход ребенок – 1 рубль, взрослый – 2 рубля." *
…и "ночными клубами"
"Интимный театр. Встреча Нового Года. Бал-Маскарад. Костюмы не обязательны. Танцы при трех оркестрах. За наилучшее исполнение Танго приз – бриллиантовые серьги ценой в 1000 рублей! Начало в 11 часов вечера, конец в 5 часов утра. Число билетов строго ограничено. Билеты для дам 10 рублей, для мужчин 12 рублей. Ложи на 5 персон 50 рублей".
"Общество взаимопомощи наборщиков Киева в пользу сирот, вдов и инвалидов устраивает в Купеческом собрании 31 декабря вечер–елку "Встреча Нового года". Два оркестра музыки. Танцы. Американская лотерея. Цыганка-гадалка и прочее. Вход платный – 3 рубля. Начало в 9 часов вечера".
Впрочем, для желающих провести вечер в интеллигентном кругу тоже были предложения:
"Городской театр. Сегодня, 31 декабря, утром "Дубровский". Вечером "Севильский цирюльник". 1 января утром "Демон", вечером "Евгений Онегин".
Выдержки из криминальной хроники первого дня 1918 года.
+ "Стрельба происходящая в Киеве ежесуточно по ночам и ставшая для обывателей уже привычным явлением, в ночь под Новый год приняла ураганный характер. Стреляли буквально во всем городе, как на окраинах, так и в центре. Производилась главным образом она там, где расположены воинские казармы. Стреляли в основном залпами, что создавало непрерывный грохот. Особенно интенсивная стрельба велась в районе Софийского собора. Одновременно со стрельбой на улице появились группы солдат, большей частью пьяных и полупьяных. Они производили обыски у прохожих и забирали у них все, что попадалось под руки. Все это безобразие продолжалось до 5 часов утра. С началом стрельбы улицы опустели. Во многих домах, где устраивались встречи Нового года, из-за опасения "обысков" и вообще бесчинства пьяных банд солдат, был потушен свет и веселье прекратилось. Немногие смогли заснуть в новогоднюю ночь. На Новый год в течение всего дня на улицах ежеминутно встречались толпы пьяных солдат, оглашавших воздух дикими песнями и ругательствами. Мирные обыватели при встречи с ними жались к стенам домов. Это удавалось не всегда. В тот день было много обруганных, оскорбленных и даже побитых. Никто из скандалистов милицией не задержан".
+ "В театре "Гротеск". Во время встречи Нового года после 12 часов ночи оркестр исполнял "Марсельезу". Все поднялись с мест. Один офицер, занятый разговором, продолжал сидеть. Одним из господ, сидевших рядом, ему было предложено встать. "Я украинец", – ответил офицер и обещал встать только при исполнении украинского гимна, объяснив это тем, что находится на украинской земле.
Получив такой ответ, господин, сделавший замечание, ушел. Через несколько минут офицер, назвавшийся украинцем, к нему подошел и предложил назвать свою фамилию.
"С такими лицами, как вы, я не разговариваю", – бросил господин офицеру. При этом господин бросил в лицо офицеру свою карточку. Тогда офицер, вспылив, выхватил кортик и ударил им своего противника. Исполнение очередного номера на сцене было сорвано".
+ "Убийство извозчика и покушение на самосуд. Около 1 часа ночи на 1 января поручик 1-го украинского куреня смерти Григорий Храмов, выйдя из кафе-шантана "Аполло", потребовал у стоявшего у подъезда извозчика Ивана Демкина, старика лет 50-ти, отвезти его на Печерск. Получив отказ, поручик Храмов выхватил револьвер и, произведя выстрел, попал ему в лоб и нанес смертельное ранение. Поручик Храмов был задержан украинскими патрульными. Собравшаяся на месте происшествия толпа штатских, а также прибывшие 30 человек вооруженных солдат вошли в помещение "Аполло", куда был доставлен задержанный Храмов, и потребовали выдачи его для проведения самосуда. Храмова тем временем незаметно отправили в крепость, о чем и было сообщено солдатам. Через некоторое время солдаты разошлись".
|
Накрыть праздничный стол век назад было проблематично. Продукты в магазинах почти не продавались, чаще выменивались на рынках или распространялись домовыми комитетами.
"В подотдел продуктов Киевской городской продовольственной управы ежедневно с 10 утра до 3 часов дня домовым комитетам и коллективам выдаются разрешения на покупку на городских продуктовых складах следующих продуктов: сельдей астраханских и керченских, окороков, ребер, кофе, мыла, сушеных слив, сушеных груш, картофельной муки, квашенной капусты, нежинских огурцов, соли, синьки, спичек. Кроме того, на складах у Алексеевского парка производится свободная продажа (без разрешения городской управы) окороков по 3 рубля фунт и керченских сельдей от 22 копеек за штуку", - писала газета "Киевлянин" 31 декабря 1917 года.
По материалам газеты "Киевлянин" 28 декабря 1917 года – 5 января 1918 года.