Загрузить еще

Как украинские компании удерживают сотрудников

Как украинские компании удерживают сотрудников
Фото: Как украинцев мотивируют работать. Фото: Thinkstock

Доходы и стабильность

Аналитики сайта rabota.ua, подводя итоги года, задались вопросом: удерживают ли украинские работодатели сотрудников на работе, и если да, то чем? 

В ходе опроса выяснилось, что самое главное "топливо" для поддержания лояльности к компании – это высокая зарплата, которую, к тому же, выплачивают вовремя. И если в прошлом году именно этот вопрос был крайне важен для 66% украинских сотрудников, что в этом году доля тех, кто ставит зарплату на первое место, пересекла отметку в 70%.

"Карьерный вопрос" подрос на процент, а интересная работа – на 3%. При этом важность обучения и развития для украинцев снизилась на 6%. Аналитики предположили, что это произошло потому, что далеко не всегда обучение означает прибавку к зарплате или возможность применить свои знания на практике (подробнее см. инфографику).

Большая разница

Завершил рейтинг мотиваторов социальный пакет. Эксперты говорят, что такое совсем небольшое внимание этому, безусловно, важному пункту уделяется по двум причинам. Во-первых, в украинских компаниях он очень ограничен. Во-вторых, не то, что соискатели, но даже многие работодатели путают соцпакет и соцгарантии.

Итак, иногда в компании готовы оплачивать сотрудникам проезд, мобильную связь или профессиональное обучение. Все это приятные мелочи, но по большому счету соцпакетом они не являются: это, скорее, возмещение личных средств, которые сотрудники потратили во благо компании.

Нередко работодатели называют социальным пакетом оплату больничных, оплачиваемый отпуск, оплату декретного отпуска и даже отчисления в Пенсионный фонд. Но это тоже не соцпакет, а соцгарантии, которые означают, что компания работает в соответствии с требованиями трудового законодательства. То есть все это не дополнительные бонусы, а ваше законное право.

Что же такое соцпакет?

Эксперты говорят, что его составляющие многообразны и индивидуальны для каждой компании. В этот пакет может входить бесплатное питание, корпоративное авто, оплата туристических путевок, абонементы в спортзалы и даже аренда жилья для иногородних. Вот это и есть те самые конкурентные преимущества, которые должны повышать лояльность к компании, а, значит, привлекать и удерживать сотрудников.

По понятным причинам сотрудники отдают предпочтение более высокой зарплате, а не социальному пакету. Ведь льготы, предлагаемые компанией, могут быть востребованы конкретным сотрудником далеко не всегда. Скажем, если человек привык к определенному питанию, он не будет питаться в столовой. Да и абонемент в фитнес-клуб часто становится выброшенными деньгами – если человек не хочет заниматься спортом, его не заманит в зал даже "бесплатный сыр".

Тем не менее, говорят эксперты, наличие хорошего соцпакета многое говорит о компании. И нередко забота о комфорте сотрудников и приятная атмосфера становятся более ценными, чем небольшая прибавка к зарплате.

Если решил уволиться…

Исходя из всего вышесказанного, становится очевидно: главный драйвер к смене места работы – проблемы с зарплатой. Второе место занимает отсутствие взаимопонимания с руководством, а на третьем – отсутствие карьерного роста.

Этот же опрос портала показал: четверть работодателей (в прошлогоднем опросе таковых было всего 14%) стараются делать все возможное для удержания своих сотрудников. То есть тенденция улучшения налицо. Соответственно, уменьшился процент респондентов, уверенных в том, что компания не заинтересована в удержании персонала.

В четырех из десяти компаний проводятся опросы сотрудников, дабы узнать, насколько они довольны работой и что хотели бы поменять. И если в половине случаев по результатам этих опросов ничего не делается, то 18% работодателей все же по результатам этих опросов стараются идти навстречу пожеланиям подчиненных и улучшать условия труда

Что касается попыток удержания сотрудника, когда он уже принял решение об увольнении, то их также стало больше – 34% против прошлогодних 27%.

При этом четверо из десяти сотрудников отмечают: в их компаниях проводятся так называемые "выходные интервью", чтобы выяснить, по каким причинам сотрудник решил уволиться.

Самые важные условия для поддержания лояльности к компании

Высокая зарплата, выплачиваемая вовремя 70,8%

Возможность развивать карьеру и повышать профессиональный уровень 39,6%

Интересная работа 34,4%

Возможность обучаться и развиваться 22,4%

Хороший руководитель 21,7%

Баланс работы и личной жизни 21,2%

Удобный график работы 20,6%

Дружный коллектив 20,1%

Удобное расположение офиса 12,8%

Стабильность 11,1%

Качественный продукт компании 9,4%

Удобное рабочее место 3,7%

Наличие соцпакета 2,8%

Основные факторы, подталкивающие к смене работы

Низкая зарплата, отсутствие премий 59,0%

Отсутствие взаимопонимания с руководством 38,1%

Отсутствие перспектив карьерного и профессионального роста 32,9%

Неинтересная работа 30,9%

Нестабильность и неопределенность 27,6%

Плохой коллектив 24,4%

Задержки с выплатой зарплаты 22,6%

Отсутствие баланса в работе и личной жизни 14,7%

Отсутствие возможностей для обучения и развития 12,8%

Неудобный график работы 9,9%

Некачественный продукт компании 9,3%

Неудобное расположение офиса 6,7%

Плохо оснащенное рабочее место 2,7%

Отсутствие соцпакета 2,7%

КОМПЕТЕНТНО

"Даже при отсутствии денег можно прекрасно мотивировать сотрудников"

- Несмотря на то, что самый популярный способ мотивации – достойная зарплата, далеко не всегда только оплата труда может стать достаточной причиной для того, чтобы человек держался за работу, - отметила "КП" в Украине" директор агентства Assis-HR Анна Безай, - Существует огромное множество способов мотивации, и зависят они как от настроя и желания работодателя, так и от финансовых возможностей компании. Например, в иностранных и IT-компаниях популярно дарить сотрудникам абонементы в фитнес-клубы, СПА и т.д. Достаточно популярно и дополнительное обучение – важно, чтобы оно сотруднику было не только нужно, но и интересно. Если материальных возможностей для мотивации нет, можно обойтись и без денег – было бы желание! Например, провести конкурс "лучший сотрудник", по итогам которого совершенно необязательно выдавать премию – можно обойтись и сертификатом. Можно просто хвалить сотрудников за хорошо сделанную работу – люди это очень ценят. Если начальник не будете забывать хотя бы на словах поздравлять подчиненных с Днем рождения, это тоже идет в "копилку" компании: подчиненные понимают, что о них помнят и они небезразличны. Очень мощный мотиватор – лояльное отношение работодателя к графику работы. Если сотрудник понимает, что он может договориться о немного смещенном рабочем дне, при необходимости уйти на час раньше и рассчитывать на свободный график во время экзаменационной сессии или, например, по семейным обстоятельствам, то он будет держаться за такую работу обеими руками.

Новости по теме: офисная работа Работа