Страстная неделя – особый период отдельный от Великого поста. Он начинается в воскресенье, со входа господня в Иерусалим. Тут важно, не просто готовится к Пасхе: убирать в доме, покупать продукты и расписывать писанки, а наполнить эту неделю смыслом.
Понедельник – понедельник плодов. В этот день вспоминается история, когда Господь с учениками подходит к смоковнице, не находит на ней плода, говорит слово и она усыхает. Чем удивляет апостолов. Тот, который воскрешал мертвых, исцелял, кормил – вдруг возмутился по поводу бесплодной смоковницы.
Суть в том, что каждому из нас предстоит встретиться с Богом. И печаль тому на чьем дереве не найдет он никакого плода
Вторник – день притч, поучений и облечений. В этот день Господь говорит множество притч – история про бедную вдову и ее две лепты, притча о злых виноградарях, притча о 10 девах (5 разумных, 5 безумных), притча о талантах. Последняя - о страшном суде.
Часто на задней стене храма мы видим картину страшного суда – с блаженством праведников и мучениями грешников. Господь рисует немного другую картину – он разделяет людей по правую и левую руку. И говорит: "Придите ко мне возлюбленные. Вы меня напоили, накормили, одели, приняли, когда я был странником – войдите в царство мое. А вы (по другую руку) уходите от меня – потому что вы меня не накормили, не впустили в дом, когда я был переселенцем". Люди удивлены – когда мы тебя видели? Господь отвечает – когда вы это сделали одному из малых сих, ближнему своему. Тогда вы это сделали мне.
Во вторник Господь обличает книжников и фарисеев. Т.е. если переводить на современный язык: книжники – люди, которые разбираются в священном писании, читают его, богословы. А фарисеи – воцерковленные христиане. Которые знают, как себя вести, умеют поклонится, свечу поставить. И господь их постоянно обличает.
Кстати "Тайный код веры" открыл мне интересную историю – мы были в синагоге и спрашивали иудеев, как современники относились к Христу? Они говорят - он, по всей вероятности был сам фарисеем, поэтому их и обличал. Он изнутри знал, понимал и пытался объяснить им, что не внешнее должно быть только, должно быть и внутреннее. И он ученикам говорил, обличая фарисеев – если ваша праведность не будет больше праведности книжников и фарисеев, вы не сможете войти в царство небесное.
Поэтому очень важно нам быть христианами не внешне, а внутренне. Крестик на груди не делает нас христианами. Правильный поклон, реверанс перед человеком или иконой – не приближает нас к богу. К богу приближает внутренняя добродетель.
Среда – среда измены, предательства. В этот день Иуда окончательно решает предать Христа. Он понимает, что его мечта о Христе не сбывается. Кто был Иуда среди апостолов? У него была кружка для пожертвований, т.е. он был кассиром. И в последний раз он возмутился, когда Мария помазала драгоценным миром Христа, Иуда сказал, дескать, его можно было бы продать, раздать бедным, зачем такие растраты? Он понимает, что Христос не будет царем в земном понимании. А у него, видимо, зрел план стать министром финансов. И когда он понимает тщетность своих притязаний, то идет к старейшинам и первосвященникам с предложением: "сколько мне дадите, чтобы я сдал Христа?" Они предложили 30 серебряников. Отсюда, нарицательное выражение – 30 серебряников – как цена предательства.
Четверг – самый важный день богослужения. Утром в четверг мы вспоминаем тайную вечерю, установление таинства причастия. Кстати, неверно думать, что убирать надо именно в чистый четверг. Это следовало сделать ранее. Начиная с четверга уже никто ничего не делал. В этот день важно пойти в храм и причастится. Таким образом мы присоединяемся к пасхальной трапезе, которую совершил со своими учениками Христос, когда предлагал хлеб ("примите – это есть тело мое, за вас ломимое во искупление грехов") и подавал чашу с вином ("пейте все, это кровь моя, которая за вас проливается, во искупление грехов. Это творите в мое воспоминание")
Т.е. если мы хотим быть христианами, то рекомендую в четверг причастится.
Пятница – страстная пятница. Богослужение начинается в четверг вечером, красивая служба, когда мы читаем 12 Евангилий и держим зажженные свечи, выносят плащаницы, мы вспоминаем снятие Христа с креста и положение его во гроб.
Суббота – субботу Христос проводит во гробе. Это тихая суббота. В этот день старались много не говорить. В этот период Господь сходит в ад, чтобы вывести оттуда души старозаветных, ветхозаветных праведников. Всем известная икона "Воскресение" или "Сошествие во ад", где Христос держит за руки двух людей Мужчины и женщины (Адам и Ева), которых он выводит из ада и вводит в царствие небесное.
Вечер субботы, в полдвенадцатого мы собираемся в храм, начинается ночная служба.
Напомню, что ни куличи, ни мясо, яйца – не есть Пасха. Пасха – это сам Христос. Те кто постился, будут причащаться в пасхальную ночь. Важный момент – чтобы полноценно почувствовать радость светлого Христова воскресенья – нужно пройти с ним страстную неделю. Тогда ты понимаешь смысл, что произошло и что мы празднуем. Тогда и радость будет полноценной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Что нельзя делать в Страстную неделю 2017
Последняя неделя перед Пасхой считается Страстной, в все дни в ней - великими.