Загрузить еще

Глава УГКЦ Любомир Гузар: Ющенко мне говорит - «Хоть хлеба дайте, Блаженнейший, ничего целый день не ел!»

Глава УГКЦ Любомир Гузар: Ющенко мне говорит - «Хоть хлеба дайте, Блаженнейший, ничего целый день не ел!»

Корреспондент «КП» побывала в загородной резиденции предстоятеля Украинской греко-католической церкви, верховного архиепископа Киево-Галицкого

Никогда в жизни меня еще не приглашали на ужин к столь высокому духовному лицу. Собираться я начала уже с утра. Позвонила отцу Игорю Яциву, руководителю пресс-службы УГКЦ. «Юбку, конечно, длинную надевать?» - «Как хотите», - деликатно ответил отец Игорь. - «А платок на голову?» - «Ну это же не в храме… Вас зовут в гости в дом!» - вполне светски рассмеялся собеседник.

…Особняк в селе Княжичи, что под Киевом, достраивают до сих пор. Белый кирпич, изысканная архитектура: своды, балюстрады, витражи. Хотя у наших нуворишей дома покруче будут… Журналистов собралось восемь человек, в основном - представители украиноязычных газет, издающихся в Польше и США. Говорят, список выглядел длиннее. Но в последний момент несколько приглашенных предпочли остаться на «парламентских баррикадах» - мало ли что может в стране стрястись даже за пару часов!

В зале на внутреннем балконе, напоминавшем хоры, ансамбль скрипачей играл классику. Представляться Блаженнейшему подходили по очереди. «Кто здесь?» - с улыбкой спрашивал он и брал руку в свои ладони. Грузный, с седой бородой, в очках, которые, увы, зоркости глазам не прибавляли - Любомир почти ослеп.

Честно: когда назвала «Комсомольскую правду» и услышала не протокольное «здравствуйте!», скорее напоминающее «следующий…», а очень искренние слова привета, да что там - благодарность за то, что такая уважаемая и обремененная делами особа выкроила время для визита сюда - растерялась. Впрочем, подобных моментов на протяжении вечера произошло немало.

С Януковичем никогда не встречался

Вскоре пригласили к столу. Архиепископ прочел «Отче наш». Выпили - кто водку, кто белое, кто красное вино (дело было как раз накануне и по случаю праздника Святой Троицы). Под закуску возникли и первые вопросы, весьма мирские. Заезжает ли к Блаженнейшему на «огонек» кто-то из наших политиков? За советом, за духовным наставлением? Они ведь сейчас практически все твердят, что веруют…

Владыка на персоналии не перешел. Заметил:

- Навещают. Но большинство из тех, кто посещает, моими советами не интересуются. Да я их и не даю, тут разбираться надо. Политика - сложная и даже грязная вещь. Жаль политиков - среди них встречаются серьезные люди. Им просто хочется выговориться. А я внимательно слушаю. И радуюсь, что могу это для них сделать. Моя миссия и миссия церкви - уметь слушать.

Но прессе по-прежнему хотелось подробностей. Например, о Ющенко или Януковиче. Протоптали ли и они дорожку в Княжичи?

- С Януковичем никогда не встречался. Правда, мне передавали, что у Виктора Федоровича есть такое желание. А с Виктором Андреевичем виделся во Львове, когда резиденция находилась еще там. Собирался приехать к двум часам дня, а появился к восьми вечера. «Хоть хлеба дайте, Блаженнейший, ничего целый день не ел!» Он мне показался очень измученным. Долго беседовали. А официальных встреч - нет, не было.

Собор cвятого Юра произвел на Кучму впечатление

Попутно архиепископ объяснил, как случилось, что в одном из новосооруженных греко-католических храмов Донецка появилась икона с изображением Виктора Януковича.

- У нас существует старый обычай: на иконах рядом со святыми можно помещать лики царей, императоров - представителей власти, которая дана свыше. Но нимбов над ними, конечно, нет. Виктор Федорович в ту пору работал губернатором области. И владыка Степан, настоятель храма, просто продолжил традицию.

(За профессиональным интересом успевали отдавать долг угощению: польскому борщу - его готовят на специальной крепкой свекольной закваске, фаршированным баклажанам, молодой картошке, мясу с черносливом, запеченной семге с рисом. Хозяин не забывал предлагать тосты, самый популярный из которых звучал лаконично: «На здоровье!» Он переходил с украинского на английский, шутил - мол, хорошо, что при президенте Ющенко стало возможным перенесение кафедры греко-католиков из Львова в Киев. «Если б дали волю моей большой приятельнице Наталии Витренко - в Сибири бы оказались!»)

- В соответствии с традициями и законом кафедра церкви должна находиться в столице государства. Леонид Кучма тоже в свое время обещал способствовать, хоть результата не получилось. Он как-то посетил во Львове вместе с супругой собор святого Юра. На Людмилу Кучму храм произвел сильное впечатление. И при последующих встречах я обычно говорил: «Приветствия пани Людмиле!» Леониду Даниловичу это всегда очень поднимало настроение.

Благородный риск - попробовать единство

О контактах с церковными иерархами Украины владыка рассказывал более пространно. Сожалел:

- Уже шесть лет не имею возможности поговорить с Блаженнейшим Владимиром (Сабоданом). Очень уважаю его, но окружение Владимира к нему не допускает. Кто-то препятствует нашим контактам. А отношения с Московским патриархатом и Всеукраинским советом церквей поддерживаю. Видимся с патриархом Филаретом, с Мефодием (Украинская автокефальная церковь. - Прим. авт.). Мы не ведем постоянного диалога, но понимаем: необходимо, чтобы духовенство страны имело доверие друг к другу.

Поделился весьма личным:

- Недавно мне делали операцию на глазах. Уже приготовился, настроился, лежу… И тут хирург надо мной склоняется и тихо спрашивает: «Отче, а единство церквей у нас возможно?» Честно скажу, застал врасплох. В тот момент я о другом переживал… Но стал отвечать, как понимаю этот процесс. «Целиком возможно! Мы, люди, сами чиним препятствия».

Президент Ющенко часто вспоминает о необходимости единой поместной церкви в Украине. Но я не считаю такой подход идеальным. Государство может лишь не препятствовать созданию поместной церкви. Объединительные же шаги зависят от нас.

Эту тему владыка раскрывал детально.

- Как обычно рассуждаем? «Если бы та, другая церковь, решилась на то-то и то-то, тогда бы и мы, конечно, двинулись навстречу…» Примерно такую политику проводит Москва относительно Рима. «Пусть Рим согласится на определенные уступки, и мы с радостью встретим Папу в Москве!» Но единство зависит не от условий, которые надо вначале выполнить, а от желания быть вместе. Подать руки и сказать: «Мы хотим стать едиными, как и положено под Богом! А вот теперь подумаем, как преодолеть определенные проблемы».

Каждый из нас имеет собственное представление, как именно должно произойти объединение. Я полагаю, все должно выглядеть следующим образом: остается полная религиозная свобода. Хочешь смотреть на Москву как на духовный центр - пожалуйста. Хочешь обращаться к Риму, Царьграду (так Блаженнейший именовал Константинополь. - Прим. авт.) - конечно! Пусть очень широкое поле церковного образа жизни присутствует. Но взамен мы обязаны позволить себе благородный риск - попробовать единство.

Не погружаясь в глубины теософской полемики, Блаженнейший весьма просто объяснил на бытовом примере подобное будущее.

- Многие из вас замужем или женаты, правда? Муж и жена живут семьей, но каждый при этом остается самим собой. Часто в паре и характеры непохожи, и вкусы, и привычки. Но если вы решили быть вместе всегда, то именно этот момент считаете самым важным. Ищете не расхождения, а общее, укрепляете его, уважаете и любите друг друга. Ведь все мы - Божьи дети!

У церкви выбор - вечный

- Двадцать лет назад я жил в Италии. И целая группа наших священников свято верила: когда в Украине наступят свобода и независимость, то тут же образуется и единая церковь. После испытаний, перенесенных страной, разве возможно иначе? Но взамен братской любви, когда я приехал сюда, ощутил лишь жесткие свары…

Пять-шесть лет назад, еще при Кучме, Михайловский, Успенский, Кирилловский храмы стали отдавать разным конфессиям. Мы узнали, что наши православные братья хотели бы перебраться в cвятую Софию. Только какие именно братья? Из Московского патриархата, из Киевского? Наверное, пока нет единого патриарха, Софии лучше оставаться в руках государства в виде музея, чтобы не стать дополнительной причиной для распрей. А потом превратиться в кафедральный собор. И никто не упрекнет: патриарх из Киева или из Львова, никто не подчеркнет - православный или греко-католик. Это будет единый пастырь Украины!

Очевидно: архиепископа гораздо больше интересовала бы беседа о церковной жизни. Но журналисты то и дело соскальзывали на политические сиюминутности.

- Вы поддерживаете указ президента Ющенко о роспуске парламента и досрочных выборах?

Блаженнейший вздохнул:

- Мы лишь сказали, что считаем: должен решать народ, если политики не умеют договориться. А иного пути послушать народ, как через выборы, нет. Но как же я получил от Рады за такие слова! Написали даже письмо Папе Римскому, чтобы он поставил на место Любомира, запретил вмешиваться…

- И как отреагировал Папа на требование Александра Мороза, вам известно?

- Три ночи не спал! - не удержался от едкой иронии владыка. Продолжил без улыбки:

- Нельзя, чтобы люди в конце концов вышли на улицы и начали драться друг с другом. Нельзя и так, как в Латинской Америке, где армия показала силу. Нам это не идет… Впрочем, на выборы, досрочные или какие-то другие, ориентируются политики. У церкви выбор - вечный.

…В завершение ужина подали кофе и коньяк. Фотографироваться рядом с владыкой - на память! - тоже не возбранялось. А еще Блаженнейший раздал подарки: книгу о себе (правда, на английском языке) и медаль со своим же ликом в сафьяновой коробочке.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Блаженнейший Любомир (Гузар) родился 26 февраля 1933 года во Львове.

В 1944 году, перед вступлением советских войск в Западную Украину, семья Гузаров эмигрировала сначала в Австрию, позже - в США. Окончил Католический университет (Вашингтон) и Университет Форгдэма (Нью-Йорк). 30 марта 1958 года был рукоположен в священники и занялся душпастырской деятельностью в католических приходах американской украинской диаспоры.

В 1958-1963 годах преподавал в коллегиальной семинарии святого Василия, а в 1969-1972 годах учился в Риме, в Папском университете «Урбанианум», где защитил докторскую диссертацию по теологии. В 1972-м вступил в монастырь Студитского устава в Гроттаферрата (Италия), а в 1973-м монашеской братией избран архимандритом монастырей Студитского устава УГКЦ в диаспоре.

2 апреля 1977 года верховный архиепископ - кардинал Иосиф Слипый - тайно рукоположил в епископы архимандрита Любомира Гузара, которого он видел своим преемником, и еще двух священников с целью возможной нелегальной отправки из Италии в Украину. Однако Папа VI вначале этого назначения не признал. Преемником Иосифа Слипого стал Мирослав Иоанн Любачивский, а епископ Гузар остался работать в канцелярии кардинала.

В 1992 году, после обретения Украиной независимости, Любомир Гузар вместе с общиной монастыря студитов возвратились на родину и обосновались в селе Колодиевка на Тернопольщине.

В 1996 году ввиду тяжелого состояния здоровья архиепископа Любачивского и по его ходатайству Ватикан одобрил фактическое руководство УГКЦ Гузаром.

В 2000 году, после кончины верховного архиепископа Любачивского, Священный синод УГКЦ избрал епископа Любомира Гузара новым предстоятелем церкви. Интронизация состоялась в соборе святого Юра во Львове, сразу же после которой папский посланник - нунций - известил: Папа Иоанн Павел XI не только подтверждает выбор Синода, но и дарует новому предстоятелю греко-католиков титул кардинала. В июне того же 2001 года состоялся визит Папы Римского в Украину.

С 2002-го архиепископ Любомир неоднократно заявлял о намерениях перенести кафедру из Львова в Киев, где начали сооружать Святовоскресенский патриарший собор и патриаршую резиденцию. В ноябре 2002-го Блаженнейший Любомир освятил так называемый краеугольный камень своего патриаршего собора.